Классификация и особенности систем опросов общественного мнения

Сегодня в мире существует огромное число стационарных систем изучения общественного мнения, причем с серьезно различающимися функциями, структурой, институциональностью, присущими им методами работы. Поэтому главной задачей в анализе принципов их деятельности является, безусловно, корректная классификация подобных институтов и центров. С достаточной долей условности их можно подразделить на следующие типы организаций:

1. Институты исследования общественного мнения.

Особо отметим, что дело здесь не в названии («институт»). Под институтами исследования общественного мнения понимают крупные центры, которые не только ведут постоянную работу по проведению массовых опросов, но также осуществляют теоретическую, методологическую, методическую работу в области общественного мнения, издают соответствующую литературу и др. К подобным институтам можно отнести Американский институт изучения общественного мнения Дж. Гэллапа, Институт демоскопии в Алленсбахе и др.

2. Центры, фонды изучения общественного мнения.

В основе деятельности которых в первую очередь и главным образом – задачи по оперативному и постоянному изучению общественного мнения. Такие структуры, как правило, не занимаются специально научной деятельностью в области анализа проблем общественного мнения. Они функционируют как в рамках государственных структур, так и самостоятельно, имея статус частных, акционерных и.т.п. На Западе подобных центров огромное количество. Такие центры уже существуют в России (ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» и др.) .

3. Опросные центры при средствах массовой информации, телекомпаниях.

Подобные центры, как правило, ведут исследования проблем взаимодействия пропаганды и общественного мнения, изучают аудиторию средств массовой информации. Кроме того, подобные центры нередко осуществляют и обычные, общие опросы общественного мнения населения страны или региона, иногда имеют специальные опросные сети и штаты интервьюеров для подобных работ. Наиболее известным центром такого типа является Отдел по изучению аудитории Би-Би-Си.

4. Центры изучения общественного мнения при университетах и иных учебных заведениях.

Подобные организации, как правило, занимаются не изучением жизнедеятельности вузов, а проводят общенациональные и региональные опросы по заказам политических и коммерческих структур, других организаций. Большую известность получили Центр изучения общественного мнения при колледже Уильямса, исследовательская служба Мичиганского университета.

5. Специализированные центры изучения общественного мнения

Создаются и функционируют при различных государственных, общественных, коммерческих и иных структурах для проведения исследований, опросов по специальным проблем, осуществления мониторингов, панелей. На Западе – это, как правило, маркетинговые центры.

Возможны, естественно, и иные классификации систем опросов общественного мнения. Так, по методам работы, кроме полномасштабных центров и институтов, выделяют так называемые сети интервьюеров (анкетеров): их основа – наличие подобной сети, а проблематика и единицы опросов задаются конкретно проводимым исследованиям. И, наоборот, иногда создаются опросные сети (выборки респондентов, постоянно действующие респондентские сети), а интервьюеры рекрутируются по мере необходимости с широким привлечением внештатных сотрудников.