Классификация интервью

Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям в зависимости от типа последующего материала. Ниже приведена одна из классификаций (северо-американская модель):

1.  типа орг. Интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

2.  предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия)

3.  типа собеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий)

4.  Социального положения собеседника (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев)

5.  От способа общения (лицом к лицу, по телефону)

Российские авторы  выделяют следующие виды интервью:

1.  протокольное интервью; цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики

2.  Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3.  Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

4.  Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

5.  Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Так же интервью выделяются и в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста предъявляются:

 -    по степени стандартизации интервью

 -    по характеру получаемой информации

 -    по отношению интервьюируемого к интервью

Виды интервью по степени стандартизации

1.  Строго стандартизованное.

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки интервью В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

2.   Полустандартизованное.

Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть  углубляться в область особых его интересов.

3.  Не стандартизованное или свободное.

Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

4.  Смешанный  вид интервью.

Начавшись интервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.

Виды интервью по характеру получаемой информации

1.  Интервью для  получения чисто фактических сведений.

Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы.

3       Интервью для получения представления о личности опрашиваемого.

Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности интервью

Виды интервью по отношению опрашиваемого к беседе

1. Интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом.

2. Интервью с равнодушным собеседником (говорит не очень охотно, но и не против). Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью.

3. Интервью с сопротивляющимся собеседником.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.