Классификация информационного обеспечения

Информация классифицируется по различным основаниям:[9]

- сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

- источникам поступления (внутренняя и внешняя);

- материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

- формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

- периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная – оперативные сведения);

- видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

- характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.

К информации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенные требования:

1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность – формирование на основе объективных данных;

3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;

5) прозрачность – невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной.

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.

Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей – непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:

- исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;

- сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;

- регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.;

- оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;

- внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.

Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить:[10]

1) на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация);

2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных.

Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.

Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации.