Классификация ценностей человека

Классификация ценностей, как и их определения, неоднозначны. Действительно, до сих пор нет единого мнения относительно определенных типов ценностей, существуют разные основания для их классификации. Разные авторы предлагают разные классификационные модели ценностей, разные типологии по предмету или содержанию объекта, на который они направлены (социально-политические, экономические, нравственные н т.д.), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Например, согласно О. М. Бакурадзе, суждения ценности имеют «теологический характер и указывают на состояние, определённое целью. Она встаёт перед человеком как нечто такое, что должно быть» [57, с.47-48].

Так, в античных философских концепциях выделяются абсолютные, относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.

Наиболее общей классификацией ценностей является та, которая основана на выделении субъектов и объектов ценностного отношения [80].

В зависимости от субъектов данного отношения ценности бывают:

Личные (говорят также о личностных ценностях, имея в виду общезначимые качества личности, но здесь личность выступает как объект, а не субъект ценностного отношения).

Групповые (классовые, национальные, социально-территориальные, социально-демографические, семейные и т.д.).

Общесоциальные (ценности, которые касаются развития общества, социума в целом).

Общечеловеческие (ценности, которые касаются человечества в его истории и современном развитии).

В зависимости от объекта, на который направлено ценностное отношение и оценка, выделяют природные и социальные ценности. Социальные в свою очередь дифференцируют на: экономические, социально-политические, этические, художественно-эстетические, религиозные, научно-информационные, коммуникативные (связанные с общением), семейно-демографические (семейно-бытовые) и другие.

В классификации, предложенной Ф. Патаки, выделены шесть групп ценностей:

Общественно-политические ценности: общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественные перспективам, патриотизм, интернационализм и т.д.

Коллективистские ценности: солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов и другие.

Интерперсональные ценности или ценности-отношения - это такие ценности, как дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения.

Объективированные ценности, к которым можно отнести науку, искусство, мораль.

Ценности «Я». Сюда входят такие ценности, как личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление.

Предметные ценности, к которым относятся предпочтительное поведение и оценка предметов потребления.

О. Г. Дробницкий выделял два рода ценностей [57, с.48]:

1. Предметные – выступают как объекты направленных на них потребителей. Они являются объектами наших оценок.

2. Ценности сознания – ценностные представления. Выступают в качестве высших критериев для наших оценок.

Н. И. Лапин предлагал выделять «дифференцирующие» (обособляющие человека) и «интегрирующие» ценностные позиции человека.

Хокинс, Бест и Кони выделяли три группы ценностей:

Ценности, ориентированные на другого (other-oriented values), которые отражают взгляды общества на уместные отношения индивидуумов и групп в обществе, т.е. взгляды общества на отношения между индивидами.

Ценности, ориентированные на среду (environment-oriented values), которые предписывают отношение общества к его экономической, технической, физической среде, т.е. взгляды общества на взаимоотношения с окружающей средой.

Ценности, ориентированные на себя (self-oriented values), т.е. цели/подходы к жизни, которые общество считает желательными.

В социологическом аспекте ценности – нормативы или регуляторы поведения. Здесь их целесообразно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства и т.п. Например, болгарский исследователь этой проблемы В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или наличные, актуальные, далее – целевые или мыслимые, желанные, возможные; и, наконец, при дальнейшем членении целевых ценностей он получил следующую иерархию: ценности-цели и ценности-идеалы, а затем ценности-желания и ценности должного (нормативные) [57, с.48].

Во многих классификациях ценностей здоровье стоит на одном из первых мест. Оно является ценностью, к которой человек непременно должен стремиться (ценности-цели).

Например, Милтон Рокич в 1973 году предложил следующую классификацию ценностей, где физическое и психическое здоровье является главной терминальной ценностью. Ценности он разделял на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, здоровье, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности-цели).

Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точки зрения предпочитаемым в любых ситуациях (ценности-средства).

В адаптации методики М. Рокича к российским условиям принимал участие Д. А. Леонтьев. По словам Д. А. Леонтьева, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков» [80, с.38]. Он создает свою классификацию приводя возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы.

Для терминальных ценностей это:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Как видно, Д. А. Леонтьев выделил здоровье как конкретную жизненную ценность, ценность личной жизни, индивидуальную ценность. По результатам многих социологических исследований можно сделать вывод, что здоровье является главным ценностным приоритетом (в ранге ценностей стоит на 1-3 местах), стоящим над такими ценностями как любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе.

Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьевым выделены следующие дихотомии:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Итак, существует огромное количество классификаций ценностей по разнообразным основаниям.

Особенности поведенческой культуры подростков

Поведение взрослого человека во многом отличается от поведения подростка, так как подростничество - это время открытий, сильных чувств и возникновение новых взаимоотношений.

Особенности подросткового возраста связаны с физическим, психологическим и социальным развитием подростков [20, с.14].

Физическое развитие характеризуется высокой вариабельностью не только при сравнении отдельных индивидов одного возраста, но также состояний одного и того же человека во времени. Активные гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение, доходящее иногда до агрессивности. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания особенностей своего здоровья подростков ими самими и своего отношения к нему.

Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) и макросоциальных факторов (общество в целом, его культура), влияющих на осознание подростков своих возможностей и задатков, развитие интереса и привязанности к другим людям. Этому возрасту свойственно стремление к быстрому познанию мира взрослых, развитие способности к логическому рассуждению, свойственному взрослым, в сочетании с детской уязвимостью.

Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, восприятии ценностных ориентаций, установок, норм в различных сферах, в том числе в сфере здоровья. При лидирующей значимости семьи в этом процессе существенно возрастает роль сверстников. Факторами риска для здоровья могут быть как отклонения негативного характера (алкоголизм, наркомания, проституция), так и позитивного характера.

К числу наиболее значительных социальных изменений подросткового возраста, оказывающих влияние на поведение и на здоровье, относятся [20, с.15]:

1. Установление новых дружеских связей.

2. Большая независимость в принятии решений и контроле над своим поведением.

3. Повышение чувства ответственности.

4. Формирование полового поведения в ответ на внутренние и внешние стимулы.

5. Приобщение к вредным привычкам (алкоголизм, курение, наркомания).

Для решения проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как и для решения других сложнейших проблем общества необходимо посмотреть, каким образом ценности и нормы поведенческой культуры подростков конкретизируются в сложнейших жизненных ситуациях, в том числе при необходимости формирования своего отношения к здоровью, как к своему, так и других людей и больным СПИДом.