Ключевые понятия института власти

Власть

Власть можно определять по-разному. В данной работе под властью будет пониматься способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их воли или согласия. Такой подход соответствует концепции М. Вебера. Власть в условиях порядка он называет господством. "Господством называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам" [1].

Господство оправдано своей нацеленностью на поддержание социального порядка. В этом отношении важно наличие других индивидов, подчиненных, а именно их признание законности существующей власти. То есть социальные отношения возможны потому, что индивиды ориентируются на существование легитимного порядка.

Автор выделял три идеальных типа легитимного господства: традиционный, харизматический и легальный. В основе этих типов лежат мотивы, или основания, подчинения. В случае традиционного господства индивид подчиняется в силу традиции и веры в законность издревле существующих порядков. Харизматическое господство основывается на эмоциональной преданности подчиненных и вере в харизму господина. В случае легального господства "люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках" [1].

В. В. Радаев выделяет следующие элементы власти:

  ·  Право на истолковывание событий и выдвижение целей развития;

  ·  Особые позиции в распределении ресурсов, готовой продукции, доходов;

  ·  Контроль над доступом к информации как особому ресурсу;

  ·  Возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;

  ·  Способность оказывать личное влияние на людей [2, с. 82].

Принуждение

Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых не может быть реализована воля и осуществлен интерес властвующего социального субъекта. В качестве примера используемых средств можно привести убеждение, традиции, мифы, страх, насилие и т.п. Принуждение также можно отнести к одному из властных ресурсов.

Принуждение, согласно В. В. Радаеву, "безальтернативное подчинение человека внешним по отношению к нему условиям" [2, с.65]. Он выделяет четыре формы принуждения:

1)   внеэкономическое – отражает непосредственную зависимость человека от других людей, административных, военных или других органов. При этом в случае силового принуждения речь может идти не просто о физическом или психическом здоровье индивида, но о жизни и смерти. Правовое принуждение подразумевает следование закону, формальным предписаниям в силу существующей угрозы наказания (например, заключения в тюрьму).

2)    экономическое принуждение – односторонняя зависимость индивида от материальных условий его существования. Часть базовых потребностей человека может быть не удовлетворена, поэтому, чтобы избежать голода или нищеты, человек вынужден согласиться на любые условия.

3)   технологическое принуждение - односторонняя зависимость человека от условий труда и производства. Такое положение может быть следствием узкой профессиональной квалификации, привязанности к определенному рабочему месту, отсутствием альтернатив в плане работы и т.д. Например, с такой проблемой часто сталкиваются молодые матери, которые не могут сменить место работы в силу ряда причин: трудности при трудоустройстве (нежелание работодателей нанимать представителей данной социальной группы), близкое расположение от дома или детского сада, свободный график и т.п. В результате они становятся зависимыми от конкретного места работы.

4)   идеологическое – отражает приверженность человека религиозным или идеологическим взглядам, в силу которой им становится легко управлять. Например, индивид может быть вынужден совершить какое-то действие из-за страха Божьей кары или исключения из референтной группы. Такое принуждение зачастую используется в различных квазирелигиозных сообществах (сектах), когда человеку приходится передавать свое имущество и деньги в фонд секты, для того чтобы стать ее членом и, как следствие, "спасти" свою душу.

Институты власти

В социологии существует множество подходов к определению этого понятия. В данной работе под термином "институт" будет пониматься система учреждений, в которых определенные люди получают полномочия для выполнения определенных общественно значимых функций для удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей или для регулирования поведения членов группы. Примерами институтов власти (или политических институтов) являются политические партии, правительство, суд, полиция и др.

Институты включают себя следующие элементы: цель, набор функций, средства и учреждения и санкции [3, с. 96, 98]. Тогда говоря об институтах власти, в качестве цели можно выделить в широком смысле поддержание общественного порядка, успешное функционирование общественной системы. Среди функций, выполняемых этой группой институтов, будет принятие законодательных актов (институты законодательной власти), обеспечение их выполнения (исполнительная власть), определение меры наказания в случае их нарушения (судебная власть). Материальные средства – это, например, здания Госдумы или Облсовета, а также различные предметы, являющиеся атрибутами власти (молоток судьи) или необходимые для осуществления функций института (текст законопроекта для депутата). Санкции в отношении лиц, выполняющих институциональных функций, и остальных членов сообщества, будут осуществляться представителями тех же институтов.