Конфликтологическое направление в социологии

Характеризуя основные концепции социального конфликта, необходимо отметить, что сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

Так, американский социолог Л. Козер считает, что конфликт - это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Известный отечественный конфликтолог А. Здравомыслов определяет конфликт как форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю. Запрудский видит в конфликте это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов; прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку особую форму исторического движения к новому социальному единству.

А. Дмитриев убежден, что социальный конфликт представляет собой противостояние, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

В настоящее время существует два общих подхода к пониманию социального конфликта.

Первый подход определяет конфликт как столкновение сторон, мнений, сил. Токование конфликта в данном случае широкое. С этой точки зрения конфликты возможны и в неживой природе.

Второй подход к конфликту определяет его как столкновение противоположных позиций, целей, интересов, мнений оппонентов или субъектов взаимодействия. В данном случае субъектом взаимодействия может быть как отдельный человек, так и группы людей.

Поскольку второй подход трактует конфликт как явление социальное, предполагает возникновение конфликтов только при наличии социального взаимодействия, его можно считать более актуальным.

Впервые на социальную природу конфликта указал выдающийся шотландский экономист и философ А. Смит в работе 1776 г.«Исследования о природе и причинах богатства народов». Он высказал мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы, которое, по мнению А. Смита, является движущей силой развития общества.

Сегодня в теории социального конфликта существует множество взглядов и точек зрения. Можно выделить пять основных концепций природы конфликта: социально-биологическую, социально-психологическую, классовую, функционализма, диалектическую.

Социально-биологическая концепция исходит из убеждения, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Теория естественного отбора Ч. Дарвина была перенесена на человеческое сообщество, и был сделан вывод о естественной агрессивности человека. Такой взгляд получил название «социального дарвинизма», сторонники которого объясняли эволюцию общества биологическими законами естественного отбора.

Исходя из принципа борьбы за существование, свою социологическую концепцию конфликта разработал во второй половине XIX в. английский философ и социолог Г. Спенсер. Он утверждал, что состояние противоборства универсально. Конфликт – это всеобщий закон. Противоборство обеспечивает равновесие как в обществе, так и в отношениях между обществом и природой. До тех пор пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами, конфликты обязательны.

С позиций социального дарвинизма конфликт рассматривал так же американский социолог У. Самнер. Он утверждал, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человечества. Лучшие люди – это победители, истинные творцы ценностей. Под такими победителями У. Самнер подразумевал, в первую очередь, преуспевающих американских промышленников и банкиров.

Сегодня идеи социального дарвинизма используются отдельными исследователями преимущественно при описании различных типов агрессивного поведения людей: сексуальной агрессии, агрессии грабителя, агрессии жертвы, агрессии родителей, ребенка и т.п.

Объяснение конфликта при помощи теории напряженности характеризует социально-психологическую концепцию. Основой данной концепции является убеждение в том, что современное общество является причиной состояния напряженности у большинства людей. Идет постоянное нарушение равновесия между отдельным индивидом и социальной средой. Это нарушение исходит из нестабильности отношений, обезличенности, перенаселенности и скученности. Результатом является состояние фрустрации - дезорганизации внутреннего состояния личности, которая может проявиться в реакции ухода в себя, реакции регрессии или реакции агрессии. Говоря о данной концепции, следует иметь в виду, что показатели напряжения весьма индивидуальны, и они не могут применяться для анализа коллективного проявления конфликтов.

В том, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой, убеждены сторонники классовой концепции. В изучении социального конфликта они отталкиваются от классовой теории марксизма. Так, К. Маркс считал, что причина конфликта заключается в разделении людей на классы, которые определяются положением в экономической системе. Между основными классами современного общества - буржуазией и пролетариатом - происходит постоянная вражда. Эти антагонистические конфликты ведут к революциям, которые, по мнению К. Маркса, являются локомотивами истории. Поэтому с точки зрения марксизма конфликт - это неизбежное столкновение. Для того чтобы ускорить развитие общества, данный конфликт необходимо правильно организовать.

Взгляды К. Маркса на природу социального конфликта развивали как его последователи Ф. Энгельс, В. Ульянов, Мао Цзэдун, так и представители неомарксизма - американский социолог Г. Маркузе, представители итальянской школы политической социологии, создатели теории элит В. Парето, Г. Моска, а также американский леворадикальный социолог Ч. Р. Миллс.

Следует отметить, что классовая концепция природы конфликта не может быть применима к анализу этнических конфликтов, конфликтов корпоративных, межличностных, внутриличностных конфликтов и др.

Концепция функционализма рассматривает конфликт как искажение или дисфункциональный процесс в общественных системах.

С точки зрения ведущего представителя этого направления американского социолога Т. Парсонса конфликт - это социальная аномалия, это бедствие. Основное внимание Т. Парсонс уделял преодолению конфликта, достижению стабильности общественной системы. Для этого необходим ряд предпосылок, а именно, нужно добиваться совпадения индивидуальных мотиваций с общественными установками, удовлетворения основных потребностей, как биологических, так и психологических, большей части общества. Кроме того, важна и эффективная деятельность органов социального контроля. Только в хорошо работающей отлаженной социальной системе возможен консенсус. В ней нет почвы для конфликтов.

К концепции функционализма следует отнести представителей школы «человеческих отношений». Так, один из основателей школы public relations Э. Мэйо считал необходимым главное внимание уделять совершенствованию производственных отношений: установлению мира в промышленности, демократическому стилю руководства, замене индивидуального вознаграждения групповым, экономического вознаграждения социально-психологическим, удовлетворенности трудом.

В настоящее время наиболее успешно развиваются диалектические концепции, которые объединяет убеждение в том, что конфликт функционален для социальных систем.

К числу таких концепций следует отнести, в первую очередь, теорию позитивно-функционального конфликта, разработанную Л. Козером. В работе «Функции социального конфликта» он доказывал, что чем больше в обществе независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства этого общества. Л. Козер был убежден: чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, который разделит общество на два враждебных лагеря.

В книге немецко-британского социолога и общественного деятеля Р. Дарендорфа «Современный социальный конфликт» изложена теория, получившая название«конфликтной модели общества». Р. Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствует определенная дезинтеграция. По его мнению, конфликт - это постоянное состояние любого социального организма. Любое общество в каждый момент подвергается изменениям. Поэтому любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт.

В рамках диалектической концепции была разработана теория, получившая название «общей теории конфликта». Ее автор - американский социолог и экономист К. Боулдинг – в работе «Конфликт и защита. Общая теория» применил конфликт в анализе не только социальных явлений, но и явлений физических и биологических. По его мнению, природа, как живая, так и неживая, наполнена конфликтами. К. Боулдинг убежден, что конфликт неотделим от общественной жизни. Его основа находится в природе человека. Это стремление человека к постоянной вражде с себе подобными. Главным понятием конфликта у К. Боулдинга является конкуренция между людьми. В настоящем конфликте присутствуют осведомленность сторон, а также несовместимость их желаний. Все конфликты имеют общие образцы развития. Поскольку избежать конфликты невозможно, главная задача - преодолевать их или ограничивать.

В целом необходимо отметить, что в современной зарубежной конфлитологической литературе преобладает диалектическая концепция социального конфликта, а именно, теории Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга. Их сторонники подчеркивают позитивную роль конфликта. Она видится в том, что конфликты могут усиливать мораль, обогащают взаимоотношения между людьми, конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность, стимулируют развитие. Конфликты помогают прояснить проблему, они усиливают способность организации к изменениям, повышают качество принимаемых решений, способствуют производству новых созидательных идей и т.п.