Концепция социального действия и взаимодействия

Понятие социальное действие - одно из центральных в социологии. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Понятие социального действия введено Максом Вебером. Социология, по его мнению, является "понимающей" наукой, т. к. изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента:

1) субъективная мотивация индивида (т.е. наличие смысла действия)

2) ориентация его на других.

Социальным действием считается действие только тогда, когда его субъективный смысл относится к поведению других людей.

Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В основе традиционного действия лежат, прежде всего: привычки, ритуалы, традиции, которые не всегда осмысливаются. Аффективное действие основано на эмоциях и чувствах, как положительных, так и отрицательных. В основе ценностно-рационального действия - сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого независимо от успеха. В основе целерационального действия лежит стремление достичь успеха, добиться выгоды через точный расчет целей и средств деятельности. В разных ситуациях может происходить сочетание нескольких или всех упомянутых типов действия, т.е. в "чистом", идеальном виде на практике они не всегда существуют.

Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях, связана с определенными традициями. Поэтому полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично рационально-осознанные поступки, преследующие более или менее ясные и четкие цели. Любое социальное действие должно включать в себя:

1) действующее лицо;

2) потребность в активизации поведения;

3) цель действия;

4) средства действия;

5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;

6) результат действия.

В жизни в результате действий одних субъектов другие действующие лица могут совершать ответные действия, так возникает взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Если социальные действия представляют собой единичные акты, то взаимодействие всегда вызывает обратную реакцию.

Социальное взаимодействие может быть: физическим, вербальным (словесным), невербальным (жесты, мимика, телодвижения и т.д.). В любом социальном взаимодействии, вне зависимости от сферы его осуществления выделяются основные элементы: субъекты, предмет, правила, территория.

Социальные взаимодействия могут быть как прямыми, так и косвенными, как формальными, так и неформальными. Непродолжительные, кратковременные взаимодействия приобретают характер социального контакта, а продолжительные, систематические, устойчивые взаимодействия, где присутствует тесная координация действий - приобретают характер социальной связи.

В качестве основных принципов социальных взаимодействий можно выделить:

1) принцип личностной целесообразности, т.е. где каждый действующий субъект стремится получить максимум выгоды при минимуме издержек;

2) принцип взаимной эффективности, где субъекты взаимодействия стремятся достигнуть компромисс, при котором будут максимально возможно учтены интересы всех сторон.

На основе первого принципа, как правило, формируются конкурентные социальные взаимодействия, на основе второго принципа - взаимодействия сотрудничества (кооперации). Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и распределены неравномерно. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить безличный характер. Конкуренция в разной форме и с разной остротой присуща всем обществам. В обществе, где преобладают в основном предписанные статусы, конкуренция, в основном, менее заметна; она перемещается в малые группы, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществе, где преобладают в основном достигнутые статусы, конкуренция, пронизывает все сферы социальной жизни. Основной плюс конкуренции в том, что она стимулирует наивысшие достижения, а основной минус в том, что она может приводить к различным конфликтам. Социальный конфликт - результат острых противоречий, когда субъекты осознанно пытаются овладеть жизненно важными ресурсами путем оттеснения, устранения или уничтожения соперника.

В современном обществе взаимоотношения сотрудничества и соперничества находятся в тесной взаимосвязи, иногда люди кооперируются для того, чтобы эффективно конкурировать с другими.