Кризисы человеческого сообщества

Современный мировой социум имеет сложнейшую структуру, воспроизведение которой в полном объеме являет собой задачу чрезвычайной сложности. Законченное решение ее пока невозможно, так как в мировом социуме постоянно возникает множество социальных образований различного ранга, которые появляются и исчезают быстрее, чем успевают оказать заметное влияние на развитие человечества, на его историю. Но структура человеческого сообщества содержит и более устойчивые, долговременные образования, локальные и глобальные социальные структуры, которые являются основными элементами, подсистемами системы мирового социума.

Но что такое социальная структура, что мы понимаем под этим термином? Приведем здесь т. н. "системное" определение этого понятия и из него получим, что социальная структура (социальное образование) есть совокупность людей, образующая целостность по тем или иным признакам, по тем или иным критериям. Эти признаки можно разделить на традиционные и системные. В качестве традиционных признаков следует назвать такие, как, скажем, расовые, языковые, территориальные и культурные признаки. Основным же системным признаком социальной целостности является наличие согласованной целеполагающей деятельности. В качестве примеров некоторых локальных социальных структур приведем такие образования, как семья, производственная, творческая или управленческая группа, коллектив любого ранга (образно говоря, от коллектива сапожной мастерской до экономики страны), группы по интересам, разнообразные клубы и т. д., преступные группировки (от уличной шайки до мафии), нация и т. п.

Для жизнедеятельности и развития локальных сообществ уровня государств характерно периодическое проявление кризисных явлений. Их сотрясают такие кризисы, как, например, аграрный, биржевой, валютный, денежно-кредитный, кризисы перепроизводства, финансовый, экономический, информационный, экологический, энергетический, сырьевой, кризисы политические, военные, парламентские и правительственные, духовные и культурные, социальные (революции).

Глобальная социальная система - это образование, основными составляющими частями которого являются локальные социальные целостности уровня наций, культур, государств. Глобальное сообщество (человеческая цивилизация) сейчас - это целостная развивающаяся система, которая в своем развитии вошла в фазу становления качественно новой целостности - планетарной цивилизации. В чем заключается различие между этими терминами - между "человеческой" и "планетарной" цивилизациями?

Человеческая цивилизация существует давно, но основным системным признаком ее единства длительное время являлась совокупность биологических признаков. По мере возрастания численности вида и заполнения им ареалов обитания человеческая цивилизация развивается как целое - но разъединенное целое. В процессе развития количество разнообразных связей, превращающих конгломерат наций в целостность, объективно возрастает. И все же их недостаточно (как в количественном, так и в качественном отношении) для того, чтобы превратить цивилизацию в качественно новую целостность. Мир, увы, не развивается пока целенаправленно как целое, различные его части эволюционируют спонтанно, хаотично.

Но по мере увеличения числа взаимосвязей потребность в согласовании все сильнее. В наши дни эта потребность чрезвычайно высока, и этот факт можно расценивать как признак становления планетарной цивилизации. Таким образом, здесь мы приходим к выводу, что основным условием превращения цивилизации в планетарную является выработка механизмов согласования векторов развития и жизнедеятельности локальных цивилизаций и их компонентов, подчинение их некоему общему принципу. Поиск таких механизмов уже осуществляется (в качестве примера можно привести хотя бы образование такого международного органа, как ООН). Это весомый признак того, что наша цивилизация вошла в фазу трансформации, в фазу превращения ее в планетарную цивилизацию, хоть процесс этот пока идет хаотично, спонтанно, вслепую. Такого механизма, как ООН, явно недостаточно (в чем мы постоянно убеждаемся) для осуществления качественного скачка в развитии человечества. Для того, чтобы произошли действительно коренные перемены, необходимы изменения в самом мышлении человека, в глубинном его отношении к бытию.

Теперь у нас есть основание сделать вывод, что планетарная цивилизация - это более высокая ступень человеческой цивилизации, важный этап в ее развитии. Он характеризуется тем, что по его достижении цивилизация начинает согласовывать жизнедеятельность и развитие всех своих составляющих.

В происходящем становлении планетарной цивилизации можно наблюдать характерные тенденции. К ним можно отнести объективно возрастающее количество экономических, социальных, культурных и прочих взаимосвязей и сопутствующие им конструктивные процессы. Но к ним можно причислить и ряд деструктивных тенденций, общим направлением которых является новый передел мира. В качестве самой яркой и значимой из таких тенденций следует, пожалуй, назвать глобализацию.

Объективно глобализацию можно определить как экспансию (причем настырную, жесткую экспансию) ценностей одной нации - мировоззренческих, экономических, культурных и других в остальные страны мирового сообщества, подчинение своим интересам мировой экономики, вмешательство (естественно, с вполне определенными целями) в развитие других стран мира и т. д.

В качестве инициаторов и архитекторов глобализации выступает группа богатых, развитых стран (даже не стран, а их политических и финансовых элит - т. н. "золотой миллиард") - но в первую очередь, конечно, США. Естественно, с их точки зрения глобализация - благо, т. к. позволяет остальным странам приобщиться к ценностям западной культуры. А если за это им придется кое-чем расплатиться, так ведь за все надо платить.

Несколько по-иному выглядят намерения сторонников данной версии глобализации в интерпретации ее противников, тех, кому она причиняет неприемлемый ущерб. Истинные намерения и аргументации предводителей "золотого миллиарда" (которые они не очень-то и скрывают) выглядят следующим образом.

Ресурсы планеты истощаются и она не сможет прокормить свое все увеличивающееся население (и обеспечить - читаем между строк) привычный уровень потребления для стран "золотого миллиарда". Но если невозможно увеличить количество ресурса, нужно уменьшить число потребителей этого ресурса (естественно, в третьих странах, а не у себя). А для этого необходимо располагать механизмами воздействия на жизненно важные процессы в этих странах. Внедрение таких механизмов является одним из основных элементов настоящей фазы глобализации. Для реализации этих целей и осуществляется политика глобализации (все нюансы которой живо освещаются мировой прессой, что дает возможность наблюдать зарождение и развитие новых тенденций).

Таким образом, в силу наличия в мировом социуме глубочайших противоречий, отсутствия согласованного алгоритма перевода человеческой цивилизации в качественно новое состояние - состояние единства, сам процесс перехода человечества в форму планетарной целостности носит стихийный характер и имеет признаки развивающегося кризиса - уже глобального кризиса.

Следует также отметить, что многие кризисы, прежде характерные лишь для локальных сообществ, сейчас стали актуальными для глобального сообщества как целого, например: мировые финансовые кризисы и экономические спады, информационный, экологический, потенциальные энергетический и сырьевой, потенциальный территориальный (как одно из закономерных следствий глобального потепления), духовный.

Все это может стать предпосылкой рассмотрения множества кризисов, сотрясающих мир людей, как частных проявлений какого-то одного, глобального кризиса.