Критерии успешности и факторы риска в становлении патронатных семей

Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода. [12]

        ·  Период подготовки.

        ·  Период установления отношений

        ·  Период постоянного проживания

В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.

Период подготовки можно разделить на несколько этапов.

1. Первый этап – первичное информирование населения. Работа происходит по нескольким направлениям.

1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:

- проблемы с алкоголем или наркотиками

- психическое нездоровье

- серьезные соматические заболевания

- криминальное прошлое и настоящее

- отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки

- недостаточная жилплощадь (отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха)

- несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом

- необходимость получения работы в короткий срок.

1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):

Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.

Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка.

Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации – характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.

Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.

2. Второй этап подготовки – личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:

- возраст

- семейное положение

- жилищные условия

- профессия и род занятий

- информация о членах семьи

- информация об образе жизни

- пожелания к полу и возрасту ребенка

- отношение членов семьи к принятию ребенка.

- предпочтительный вид патронатного воспитания

- отношение к кровным родственникам ребенка

2.1. Критерии успешности:

- позитивная мотивация (один из мотивов – помощь)

- поддержка членов семьи (значимого окружения)

- серьезность намерений, и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения)

- близкие к реалистичным представления кандидата

- гибкость кандидата

- готовность к сотрудничеству со службами детского дома

2.2. Факторы риска:

- неопределенная мотивация

- несогласие членов семьи

- формальное согласие членов семьи

- нереалистичные ожидания

- непережитая психотравма

- инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность, витание в облаках)

- подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания)

- неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность.

2.3. Причины отказа в сотрудничестве:

-явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами)

- ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника

- отказ от сотрудничества и обучения

- некритичность к собственному воспитательскому опыту

3. Третий этап подготовки – наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.

3.1. Критерии успешности:

- усвоение информации

- активность в процессе подготовки

- понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи

- понимание необходимости обретения умений и навыков

- готовность меняться

- гибкость, вариативность, т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации

- адекватное представление о роли замещающего родителя

- готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмыслять

- четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи

-готовность принять на себя ответственность.

3.2. Факторы риска:

- незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий

- пассивность во время занятий

- некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций

- неспособность справляться со сложными ситуациями во время всего процесса

- устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстро переключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрения другого человека.

- непринятие роли замещающего родителя

- полная неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.

Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.

3.3. Причины отказа в сотрудничестве:

- непосещение занятий

- отказ от выполнения домашних заданий

- яркое проявление необучаемости, ригидности

- яркое проявление агрессивности к группе или ведущему.

4. Четвертый этап подготовки – обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).

4.1. Критерии успешности:

- заинтересованность всех членов семьи

- реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок

- готовность изменить уклад и условия жизни семьи

- открытость к контактам

- приемлемые жилищные условия

- положительный опыт воспитания собственных детей

- семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам)

- устойчивость к стрессам

- способность положительного видения ситуаций

- уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга

- наличие поддерживающего социума

- присутствие домашних животных

4.2. Факторы риска:

- наличие табуированных тем в семье

- подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания).

- постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы

- неготовность выделить ребенку личное пространство

- уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству

- формальное отношение членов семьи к домашнему опросу

- напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов)

- присутствие людей с непонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно

- проявление неуважения между членами семьи

- подозрения на нестабильность отношений между супругами

Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики.

4.3. Причины отказа в сотрудничестве:

- несогласие членов семьи

- антисанитарные условия

- признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания)

- отказ организовать личное пространство для ребенка.