Медиа-системы XXI века

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиа-системы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь – ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиа-системах в первые годы нового столетия.

Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка (дигитализация), глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства – в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов. История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов – информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры. Потребность в информации заставляла вождей древних племен рассылать гонцов и принуждала римских императоров и халифов создавать эффективные почтовые и дорожные системы; печатная революция Гутенберга открыла новую эру периодической печати, потребности общества и политическая борьба во Французском королевстве заставили Людовика XIII начать выпуск «Газетт»; экономические и финансовые нужды семьи Фуггер способствовали созданию периодической печати в Германии; свобода прессы, рост числа грамотных людей в Англии создали аудиторию для британской печати XVIII столетия и породили общественную сферу, которая способствовала развитию гражданского общества. Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции – новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.

Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу – это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации. Мобильные телефоны, по всей видимости, имеют неплохие шансы стать новым средством информации и способом преодоления цифрового неравенства. Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.

С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями – и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.

Интегрирующим стержнем глобальной информационно–коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ – прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно–коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.

Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ – газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня – сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, – основное его хранилище.