Межличностная коммуникация с точки зрения Д. Карнеги

Дейл Карнеги, помогая деловым людям развивать их скрытые способности, явился создателем одного из самых значительных движений в образовании взрослых людей.

Дейл Карнеги в своих книгах структурирует уже имеющуюся информацию об общении между людьми, выводит основные принципы, а также дает множество реальных примеров из своей практики - истории людей, которым новые навыки помогли изменить всю их жизнь.

Основные принципы успешной коммуникации:

1. Чтобы убедить кого-либо что-либо сделать, нужно заставить другого захотеть сделать это.

2. Мысль - превыше всего. Очень важно занять правильную психологическую позицию - позицию мужества, искренности и жизнерадостности.

3. Чтобы оказывать влияние на другого человека, нужно говорить с ним о том, что является предметом его желаний, и показать ему, как можно этого достичь.

В своих книгах Дейл Карнеги также дает много практических советов, некоторые из них кажутся довольно простыми, но оказываются очень действенными. К примеру:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.

2. Улыбайтесь!

3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.

5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.

6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

Таким образом, ученый делает подробное и наглядное пособие по межличностному общению для людей, у кого этой сфере были проблемы, но которые хотят добиться успеха и поэтому пытаются наладить свои навыки в коммуникациях с окружающими. Единственным отрицательным моментов в учении Карнеги становится то, что, по сути, он обучает манипуляции людьми и совершенно не задумывается над тем, чтобы учить защите от данной манипуляции.

Манипуляция - это больше, чем просто игра, как у Э. Берна, манипуляция - это стиль жизни, направленный на контроль себя и других.

 Причины манипуляции

Ориентация на рынок формирует отношение к человеку как к вещи, которой нужно уметь управлять. Коммерческая мысль стремится нивелировать уникальные особенности каждого.

        ·  Недоверие человека самому себе. Он верит, что его спасение в других, но другим он полностью не доверяет. Он начинает ими манипулировать, чтобы контролировать их действия, чтобы доверять им больше, сделать их безопасными для себя. (Источник - Фредерик Перлз)

        ·  Любовь предполагает принятие человека таким, какой он есть. Большинство же не любит ближнего, потому что не научилось любить себя. Доминирует лжепостулат - чем мы совершеннее, тем любимее. Это прямо противоположно истине. В действительности, чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях (именно в человеческих), тем больше нас любят. (Источник - Эрих Фромм)

        ·  Ощущение беспомощности при встрече с экзистенциальной проблемой. Человек впадает в инерцию, что многократно усиливает его беспомощность перед трудностью. Универсальный пример пассивного манипулятора - мать, которая "заболевает", когда не может справиться детьми. Активный манипулятор жертвует другими. (Источник - Джеймс Бугенталь, экзистенциалисты)

        ·  Джей Хейли заметил, что шизофреники больше всего боятся тесных межличностных контактов. Эрик Берн считает, что люди "играют в игры", чтобы управлять своими эмоциями и избегать интимности. Вильям Гласер полагает, что один из главных страхов - страх затруднительного положения.

        ·  Альберт Эллис полагает, что люди - пленники стереотипа (человек должен получить одобрение всех и каждого).