Мероприятия программы реформирования системы образования

Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому сейчас используют новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д. Тем не менее, суть остается той же - под реформой мы будем понимать любые предлагаемые более или менее крупные изменения в целях, содержании, формах и сроках образования в целом или отдельных его подсистем.

На начальном этапе государство поставило пред собой ряд задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы. В области образования предполагалось продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:

      ·    разработать порядок оптимизации сети малокомплектных сельских школ;

      ·    продолжить работу по созданию университетских комплексов, объединяющих образовательные учреждения, реализующие программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие подразделения;

      ·    осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии);

      ·    начать переход к нормативно-подушевому принципу бюджетного финансирования учреждений образования;

      ·    начать переход к финансированию высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной основе;

      ·    повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, в первую очередь за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;

      ·    осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводимых объектах, объектах высокой строительной готовности и социальной значимости.

Основные мероприятия Федеральной программы развития образования:

      ·    обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

      ·    создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;

      ·    формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

      ·    разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

      ·    реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

      ·    введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;

      ·    разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

      ·    развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

      ·    развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;

      ·    совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

      ·    обеспечение контроля качества образования;

      ·    развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

      ·    совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;

      ·    разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

      ·    выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

      ·    разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;

      ·    совершенствование системы непрерывного образования;

      ·    организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;

      ·    организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;

      ·    организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;

      ·    развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

      ·    развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств; участие в формировании единого образовательного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:

      ·    обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;

      ·    безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений программы;

      ·    функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

      ·    возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;

      ·    введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

      ·    формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;

      ·    учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;

      ·    создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

      ·    повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;

      ·    функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

      ·    повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

      ·    реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций,

      ·    обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;

      ·    укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;

      ·    введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      ·    осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;

      ·    создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

      ·    государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

      ·    реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части программы,

      ·    совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

      ·    осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

      ·    осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;

      ·    привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

      ·    целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования,

      ·    реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;

      ·    функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;

      ·    реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;

      ·    расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации,

      ·    контроль ассортимента игр и игрушек для детей на основе психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз [5, 294].

Выступая на конференции «Экология-нравственность-здоровье», проходившей в Рязани в марте 2003 г., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О. Смолин дал оценку современным тенденциям в развитии педагогической мысли: «Я совершенно уверен, - говорил он, - что нам нельзя забывать наш собственный опыт – и дореволюционный, и опыт советского периода. Имя Константина Ушинского далеко не последнее в мировой педагогике. К сожалению, не все помнят, что самым выдающимся педагогом ХХ века признан и Антон Макаренко. Сейчас мы пытаемся заимствовать за рубежом так называемый компетентностный подход. А между тем, в его основе лежит теория, разработанная нашими психологами – Выготским, Леонтьевым».

Действительно, Федеральная программа «совершенствования» предлагает признать некачественной отечественную систему подготовки педкадров. Британский совет и Институт Гёте недавно объявили, что собираются развернуть в России систему переподготовки наших учителей. Если это подготовка по языку и культуре – прекрасно, но чему они будут учить российских учителей в методике, педагогике, психологии, и вообще в профессии учителя? В «Стратегии модернизации содержания образования» (январь 2001 г.) поставлена задача: «Осуществить переход на сопоставимую систему показателей качества образования"» Но что подразумевается под «мировой системой»? В мире, то есть в разных странах, она разная. Например, общеизвестно, что наши учащиеся 8-9-х классов, приезжая в Америку, выполняют задания за учеников 11-го класса, удивляясь их примитивным знаниям. Таким образом, несмотря на то, что сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающих ее от систем этой сферы Европы и США [17, 90]. Возможно, нашей системе образования в некоторых аспектах необходимо оставаться консервативной. Неслучайно В. М. Филиппов категорично высказывается против слова «реформа», имея в виду, что суть образования не должна меняться.

В государственной политике в области образования остаются незыблемыми две основные позиции: 1) организационная – образование в основе остается бесплатным, и школьное, и высшее, при том, что есть доля платного; 2) и если брать с содержательной стороны, то образование у нас – и школьное, и высшее – будет строиться на единых стандартах образования, его системности и фундаментальности.

Исходя из первой позиции государство должно решить прежде всего вопрос о бюджетном финансировании образовательных учреждений. 7 июня 2003 г. Президент Российской Федерации подписал закон, по которому школы с муниципального уровня будут переданы на государственный в главном – в заработной плате и финансировании учебных расходов школ. Согласно новому законодательству с 1 января 2004 г. предполагается перевести все школы на федеральный бюджет. То есть, деньги должны поступать через казначейства прямо на счет школы. На государственный уровень перейдут зарплата и учебные расходы. А содержание школы, коммунальные расходы, ремонт останутся местным властям. Когда в связи с известными трагическими событиями вспомнили о пожарной безопасности, мэры разводили руками: все деньги ушли на зарплату. Теперь подобной отговорки не должно быть, и муниципалитетам придется находить деньги на ремонт и пожарную безопасность. Потому что, когда настанет время выборов, учителя спросят: «А что вы сделали для школы?» Наконец-то впервые за последние десять лет местная власть будет вынуждена что-то реально делать для школы [21, 14]. Учитывая то, что в разных регионах уровень доходов очень различается, поэтому базовый норматив финансирования школы устанавливается федеральным центром. Надо сказать, что возникает другая проблема: казначейская система связывает руки школе и мешает эффективно использовать заработанные средства, то есть, о финансовой самостоятельности школы говорить не приходится. Единственное, что благодаря данному закону учителя регулярно смогут получать заработную плату. Кстати, сегодня долг перед учителями по стране самый маленький за последние десять лет, но он составляет 200 миллионов рублей [2, 41].

По поводу бюджета на 2004 г. и в частности по поводу заработной платы учителям считаем необходимым процитировать В. М. Филиппова. «В советские времена говорили: зарплата у нас хорошая, но маленькая. Бюджет у нас сегодня хороший, но недостаточный. Я благодарен коллегам и правительству за то, что в бюджете сохранен приоритет образования. И в этом году, как и в предыдущие три года, доля расходов на образование растет, хотя денег всё еще не хватает на очень и очень многое.

Нас призывают принять закон о статусе учителя и спрашивают меня: господин министр, как вы к этому относитесь? Разве я могу быть против этого закона? Только если он не решит материальных проблем учителя, я – пас. Не буду обманывать учителей.

Это будет огромная сумма денег, и без нее расходы на образование в консолидированном бюджете страны третий год подряд самые крупные. Мы тратим на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало. На образование в 2003 г. будет истрачено 500 млрд. рублей, а на нужды Минобороны 300 миллиардов. Это существенная разница. Поэтому можно говорить о том, что законы у нас хорошие, а денег на их исполнение, к сожалению, нет» [20, 55].

Если говорить о содержательной стороне образования в России, то прежде всего надо упомянуть об эволюции образовательных программ в России. В целом реформы школьных программ в современном мире вызваны изменениями, происходящими в экономике и социальной жизни.

В начале 90-х годов школьные программы подверглись существенной модернизации. Новые программы предусматривают:

      ·    приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

      ·    приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности и личной гигиены;

      ·    приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности;

При переходе на новые программы предполагается, что учащиеся должны получать равную стартовую общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный уровень рассматривается лишь как минимальный.

Заметно изменились программы начальной школы. Они стали более насыщенными и вариативными. В Москве действуют две базисные программы для начальной школы: четырех- и трехлетней начальной школы.

Если в младших классах преобладает обязательный учебный материал, то в старшей средней школе, напротив, усиливается диверсификация программ.

Реформа программ предусматривает сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предусмотрено построение программ с тремя компонентами: общегосударственный стандарт, региональный стандарт, школьный стандарт.

Школы не имеют права сокращать общегосударственный стандарт.

В региональном компоненте учитываются специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного города. Так, в Москве региональным стандартом предусматривается изучение курса «Москвоведение». В национальных республиках и образованиях региональный стандарт включает изучение русского языка как иностранного наряду с западноевропейскими языками, местной истории, географии, литературы.

Школьный стандарт означает по крайней мере два пути корректировки программ: введение элективных курсов и включение учебного материала с учетом особенностей этнического состава школы. Так, в Москве некоторые средние учебные заведения при обязательной подготовке углубленно изучают физико-математические дисциплины, а в качестве факультативов вводят предметы, связанные с музыкой и искусством. Другие московские школы (русско-немецкие, еврейские, татарские и пр.) в качестве школьного стандарта предлагают изучение соответствующих национальных языков и культуры.

В 90-х годах в школах внедряли сокращенную обязательную программу. Например, в 1992 году отдельные учебные заведения опробовали предложенную министерством образования версию программы, которой предусматривались только пять обязательных предметов: русская литература, математика и информатика, история и социальные науки, спорт, основы безопасной жизнедеятельности. Остальные предметы предлагались как выборочные.

Процесс сокращения обязательных программ идет медленно. В большинстве средних учебных заведений считают, что такое сокращение отрицательно скажется на общей подготовке учащихся.

В марте 2004 г. разрешилась одна из самых мучительных проблем российского образования: в течение более десяти лет госстандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования, Российской академией наук, ведущими вузами, школьными педагогами и методистами. Теперь он утвержден. Российские школы перейдут на него в сентябре 2006 года.

По словам чиновников, новый стандарт позволит в среднем на 20 процентов разгрузить школьников за счет перераспределения информации, которая дублировалась в содержании разных предметов: к примеру, одни и те же темы изучались на уроках обществознания и истории. Вместе с тем предполагается увеличить часы на иностранные языки (теперь их будут преподавать со второго класса), информатику. В школьную программу введут основы экономики и права. Станет больше и часов на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» и обществознания. В старших классах продолжится изучение русского языка. Кроме того, в рамках новых стандартов ученики будут заниматься физкультурой не два, а три раза в неделю.

Новое содержание образования вызвало ожесточенные споры в обществе. Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться, что закон «О государственных образовательных стандартах», который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон «Об образовании»: в нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно Правительство, а не Дума.

В конце декабря прошлого года коллегия Минобразования решилась на отчаянный шаг: одобрила федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовала министерству утвердить его. Все затаили дыхание: ведь министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива Правительства! И всё же 9 марта он был утвержден приказом Минобразования.

Что такое федеральный компонент государственного образовательного стандарта?

Он составляет 75 процентов от всего содержания образования. Это, грубо говоря, то, что обязаны изучать все школьники России. Процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10 процентов каждый. Одним из ключевых нововведений Госстандарта является переход с недельного планирования учебной нагрузки на годовое. Это позволит более объективно оценивать знания учеников.

Кроме того, Федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном. Базовый уровень определяет требования к содержанию среднего образования в отношении каждого учебного предмета. Профильный уровень - более высокий, чем базовый, по содержанию образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Решение том, что в данной школе обучение будет вестись на профильном уровне, принимает учредитель по представлению руководителя школы, согласованному с органом школьного самоуправления.

Старшеклассники получают возможность выбирать: учиться в профильных и универсальных (непрофильных) классах [21, 17].

Всех тревожит ситуация с учебниками: новому содержанию образования должны соответствовать и учебные пособия. Однако первый заместитель и.о. министра Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется тотальная их замена. Да и как это сделать, когда новых учебников, соответствующих новому базисному учебному плану, попросту не существует в природе. Большинство учебников будет использоваться по-прежнему с рекомендациями их авторов для работы по-новому плану [22, 2].

По этому поводу ректор института «Образовательная политика» Александр Адамский высказал следующее мнение: «Парадоксальная ситуация. Федеральный компонент стандарта министерство разрешает использовать, а новые программы и учебники еще только планирует разрабатывать. Таким образом, на деле «разрешение» школам организовывать переход на новый стандарт может превратиться в сигнал для органов управления: «Проверять работу школ на основе нового федерального компонента стандарта». И вместо основания для увеличения финансирования образования мы получим ужесточение бюрократических проверок» [22, 2].