Методики социальной диагностики

Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик. Диагностика межличностных отношений осуществляется с помощью метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выделяют два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность понять проблему психологической совместимости, восстановить утраченные межличностные связи в семье и часто используется при консультировании родителей, проведении социально-психологического тренинга.

Методика PARI(создана американскими психологами Е. С. Щефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матери) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков определяют особенности освоения социальной роли в семье; 15 – касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений:

– хозяйственно-бытовые, организация быта в семье;

– межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности;

– отношения, обеспечивающие воспитание детей.

Анализ отношения к семейной роли помогает специалисту по социальной работе лучше понять специфику трудной жизненной ситуации, особенности семейных отношений клиента, оказать ему социальную помощь.[6]

Проективная методика Р. Жиля может быть применена для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности ребенка (умения устанавливать отношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы:

1) конкретно-личностные отношения ребенка, в частности к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и т.д.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) индивидуально-личностные особенности ребенка, проявляющиеся в различных отношениях – в общительности, осторожности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения.

Родительско-детские отношения могут быть исследованы с помощью сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на семью глазами ребенка) и методики PARI (семейная жизнь глазами матери).

Обращение в социальную службу предполагает общение клиента с людьми, имеющими сходные проблемы. Нередко учреждения социального обслуживания объединяют таких людей в группу и оказывают социальную помощь. Объединение клиентов имеет резервные возможности, обеспечивающие преодоление трудной жизненной ситуации, и являются объектом социальной диагностики.

Анализ психолого-педагогических работ (Б. Г. Ананьева, Б. В. Куприянова, А. Н. Лутошкина, Л. И. Уманского), посвященных моделированию потенциалов социально-психологических и социально-педагогических явлений, а также результаты исследований функций временных летних объединений (О. С. Газман, В. Д. Иванов, И. П. Иванов) позволяют выявить структуру потенциала объединений клиентов, которая включает в себя три уровня:

1) управленческий (организация совместной деятельности, регулирования поведения участников);

2) воспитательный (организация социального опыта);

3) экзистенциональный (реализация различных потребностей и интересов участников объединения).

Управленческий уровень потенциала объединения включает организацию совместной деятельности и жизнедеятельности, регулирование поведения участников с помощью социальных норм, организационной структуры, обеспечивающей самоуправление. Организационная структура способствует поощрению самоуправления, характерной особенностью которого является сменность актива, привлечение специалистов по социальной работе в качестве советников. Самостоятельность и инициативность клиента проявляются с помощью введения органов самоуправления в объединения. Организуемая жизнедеятельность объединения не ограничивается рамками учреждения социального обслуживания населения – участники активизируют свои ресурсы для улучшения жизни окружающих.

Воспитательный уровень потенциала объединения клиентов представляет собой включение ресурсов клиентов и специалистов по социальной работе, активизируемых с помощью методических средств для организованного приобретения социального опыта. Методическим средством является коллективное творческое дело, в ходе которого моделируются реальные, жизненно важные для клиента ситуации. Именно здесь достигается возможность самовыражения, реализации своих потребностей. Без принуждения происходит освоение клиентом умений и навыков в интересующей его коллективной деятельности, где существует возможность развития и реализации творческих способностей каждого участника, включая специалиста по социальной работе.

Экзистенциональный уровень– это объединенные жизненные источники и ресурсы общности, формирующиеся у конкретных людей – участников объединения. Поэтому можно отметить неповторимость и своеобразие проявления этого уровня потенциала в каждом объединении. На этом уровне реализуются различные потребности и интересы участников объединения. Психологический климат объединения защищает каждого участника, отношения в коллективе строятся на доверии друг другу, где каждый чувствует себя свободно. Межличностное общение приносит радость, удовлетворение, благодаря чему развивается коллектив и увеличиваются его резервные возможности в преодолении каждым участником трудной жизненной ситуации. Межличностные отношения являются источником развития потенциала объединения. Отношения выстраиваются на взаимном уважении, требовательности, ответственности.[7]

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.

Позиция специалиста – «друга-консультанта» является условием развития потенциала объединения. Преодоление трудной жизненной ситуации участника объединения достигается с помощью активизации всех трех уровней.