Методы информационной войны

Информационно-психологическая война имеет существенные отличия от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Так, вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессы молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение.

Роль вируса играет управляемая извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.

Вирусное заболевание имеет скрытый период, но после его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так же при организации изменений существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Рассмотрим следующие методы:

- Скрытие существенной информации.

Этот метод состоит в умалчивании информации, существенно влияющей на принятие решения или просто интересной обществу.

В телеэфире этот метод применяется при рекламе чудодейственных лекарств, о чьих побочных эффектах рекламодатели сообщить забывают.

- Информационный мусор.

Этот метод состоит в том, что, если спрятать совсем нужную информацию нельзя, ее погружают в огромный поток пустой информации.

Если вы не хотите, чтобы человек имел доступ к качественной информации, а скрыть ее не можете, забейте его информационные каналы мусором. Отсюда фактическое поощрение мусора в почтовых ящиках, спама, телефонного обзвона с рекламными предложениями.

Сюда же примыкает обилие бессмысленных репортажей и шоу на телевидении. Вещать надо много часов, качественную информацию делать трудно, вот и гонят, что попало.

Идеальным примером применения этого метода является ежегодное общение Президента с народом через средства массовой информации. Заранее формируется пакет безобидных вопросов, на которые Президент с явным удовольствием подготавливает пространные ответы, а реальные вопросы не проходят.

- Смещение понятий.

Этот метод состоит в том, что общепризнанный термин используется не по назначению, и его смысл в общественном сознании смещается.

- Отвлечение внимания.

Этот метод состоит в том, что внимание человека, выбирающего информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий.

Этот принцип взят на вооружение желтой (и не только) прессой для привлечения внимания аудитории к незначимым новостям за счет броских заголовков и тем самым отвлечения внимания от реально значимых новостей. Хрестоматийный пример – "Наташа Королева сбита автомобилем". Это - заголовок статьи про то, что жительница Томска с этими, вполне распространенными, именем и фамилией действительно попала под машину. Но заголовок на первой странице, а новость – внутри газеты. Купи – и прочти.

В эту же категорию попадают бесконечные новости по телевидению о пожарах, наводнениях и переворотах во всех странах, кроме одной (угадайте, какой именно).

- Применение ничего не значащих понятий.

Этот метод состоит в использовании понятий, находящихся на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла.

Духовность - классический пример. Вообще говоря, бездуховных людей не бывает. Имеется ли в виду под "бездуховностью" необразованность, невоспитанность, атеизм или еще что-то, непонятно. Наиболее вероятно, что так клеймится приверженность к позиции, отличной от позиции говорящего, но звучит красиво.

Негативная информация сама себя продает, а за позитивную кто-то должен платить.

Этот метод состоит в том, что негативная информация получает приоритет над позитивной. Он практически приведет к самоуничтожению СМИ как источника информации. Напомню, что в конце 70-х никто СМИ за серьезный источник информации не считал, и даже ярый диссидент Солженицын с придыханием описывал в "В круге первом", как его герой умел извлекать информацию из межстрочных промежутков газеты "Правда".

Сегодня по инерции, полученной в эпоху гласности, некоторым кажется, что сейчас информация в СМИ есть. Спешу их разочаровать. Никакая достоверная позитивная информация, не связанная с государственными органами, сегодня в СМИ попасть по определению не может. Эпоха джинсы научила работников пера и камеры, что за публикацию позитивных сведений с их героев можно (а, значит, и нужно) брать деньги. Достоверность информации к этому процессу отношения не имеет и отбрасывается в первую очередь.

Реальный случай, когда бизнесмен заказал в популярной газете Московский Богомолец негативную статью о своем бизнесе, поскольку понимал, что на позитивную никто не обратит внимания.

Все это к тому, что реальную позитивную информацию на телевидение не пропихнешь по определению. За эфир позитивной информации надо платить, что в случае достоверной информации – практически нонсенс.

С другой стороны, негативная информация идет на ура и бесплатно. Считается, что народу интересно знать и видеть ужасы катастроф, стихийных бедствий и так далее.

- Ссылка на несуществующие основания.

Этот метод состоит в том, что информация представляется достоверной на основании, которое не имеет никакого реального смысла.

Шампунь хорош, потому что увеличивает шелковистость волос на 34% типичный пример.

Кто и как меряет шелковистость, остается на совести рекламщиков, а звучит – красиво. Известны случаи формирования профессиональных ассоциаций с красивыми названиями только для того, чтобы их рекомендации прозвучали в рекламе. Никакого реального тестирования свойств продукта при этом даже не предусматривается.

- Информационные табу.

Этот метод состоит в том, что информация по некоторым вопросам считается запрещенной по определению. Он отличается от умалчивания тем, что о наличии такой информации всем известно, но сама она скрывается.

- Прямая ложь.

Этот метод состоит в распространении информации, заведомо ложной даже с точки зрения ее распространителя.

Особо популярна так называемая "ложь во спасение". Например, народ не надо волновать тысячью заложников, поэтому дадим цифру поменьше.

Вывод: все методы рассчитаны на манипуляцию человека.

Средства воздействия на общество.

Если посмотреть на жизнь социума на исторически длительных интервалах времени, можно увидеть, что существуют средства воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью. Речь идёт о приоритетах (уровнях значимости) противоборства двух различных систем.

Приоритеты – это различные способы ведения агрессии, войны с целью овладения людскими, природными, энергетическими и другими ресурсами какой-либо страны. Номер приоритета отражает мощь, значимость каждого из видов оружия. 6, 5 и 4 приоритеты – это материальное оружие, а 3, 2, и 1 – это информационное оружие.

Оружие 6-го приоритета. Одна страна может быть завоёвана другой непосредственно силой оружия. С помощью автоматов, танков и самолетов ведутся "горячие" войны.

Оружие 5-го приоритета. Но когда-то "древние экстремисты" поняли, что, как быстро завоевал другую страну на 6 приоритете, также быстро можешь получить и ответ.

При этом есть возможность погибнуть самому. Кроме этого оказалось, что рабы в завоеванной на 6 приоритете стране работают плохо, без "энтузиазма". Поэтому "экстремисты древности" стали совершенствовать способы агрессии, не меняя при этом своих целей – захват ресурсов других стран. Так было "изобретено" оружие геноцида. Если удалось "посадить на иглу" вождя соседнего племени – делай с ним, что хочешь. За "укол наркотика" он будет издавать любые указы своим соплеменникам. А можно и вообще всё племя споить вином, чтобы потом всех голыми руками вырезать.

Такая "стратегическая операция" была проделана над индейцами Америки. Теперь эти индейцы в собственной стране живут в резервациях.

Сравните это с тем, что происходит сейчас в РБ. Самое древнее оружие геноцида – это алкоголь, табак и наркотики. Современные экстремисты достигли в его совершенствовании больших успехов.

Оружие 4-го приоритета. С "иглы" вождь может "соскочить", а из "запоя" – "выйти". Может и умереть от передозировки. Тогда агрессору надо возиться с новым вождём. А ведь можно и так – дал в долг "вождю" сегодня, а расплачиваться за этот долг будут дети и внуки "вождя" ресурсами своей страны, своего народа. И никакого кровопролития! Всё вполне "культурно". Поэтому такую агрессию стали называть "культурное сотрудничество".

С "иглы" сорваться можно, а вот долг отдать – бесполезно, потому что кредитно-финансовая система "древними экстремистами" устроена так, что "не сорвёшься". Основой её является ростовщический ссудный процент. Это экономическое оружие. Оно даёт ещё более устойчивые результаты во времени.

Оружие 3-го приоритета. Чтобы народ не разобрался, что с ним делают на 6, 5, и 4 приоритетах "древние экстремисты" создали различные идеологии. С их помощью идёт обработка сознания людей, их оболванивание. В древности "экстремисты" приспособили веру людей в Бога для своих интересов – таким инструментом стали религиозные культы, ритуалы. Затем появились "светские идеологии", равно как и "отсутствие идеологии" – это тоже идеология. Всех граждан поделили на множество партий и религиозных конфессий, стравливая друг с другом. Так реализуется принцип управления "Разделяй и властвуй". Всё это каждый из нас испытывает на себе. Как? А вот хотя бы так: "всем надо покаяться за грехи предков, иначе не спасёшься… молись и кайся…", "деньги делают деньги", "вино в малых количествах очень полезно", "марихуана не наркотик", "кто курит Мальборо – тот ковбой и герой" и т.д. и т.п.

Это всё – идеологическое оружие или деструктивная информация идеологического характера.

Оружие 2-го приоритета. Это – информация хронологического, исторического (летописного) характера. Тот, кто создаёт исторические мифы, "переписывает учебники нашей истории", тот управляет миллионами людей на протяжении столетий. На базе этих мифов создаются идеологии и религиозные культы.

Оружие 1-го приоритета. Это – информация методологического характера, которая позволяет различать процессы (т.е. отличать, видеть разницу между ними и понимать то, что происходит на самом деле), протекающие в мироздании, видеть "общий ход вещей" и "… выводить из оного глубокие предположения, часто оправдываемые временем…" (А. С. Пушкин). То есть, говоря военным языком, "правильно оценивать обстановку и принимать правильные решения". Соответственно, кто не владеет этим, тот не может "правильно оценивать" и "правильно принимать решения".

Таким образом, не успело мировое сообщество поставить надежный заслон испытаниям, распространению и применению ядерного оружия (самой большой опасности XX века), как встретилось с новой глобальной угрозой безопасности – информационным оружием.