Механизм влияния азартных игр на формирование стиля жизни

По данным некоторых авторов, гемблингом страдает до 40 тысяч жителей Санкт-Петербурга. В США 80 % американцев одобряют те или иные азартные игры, а 61 % населения обнаруживает какой-либо вид азартного поведения. 51,2 миллиона жителей США посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются за помощью к психотерапевтам. Установлено, что в США заядлые игроки ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции насчитывается более 10 миллионов заядлых игроков, жизнь которых полностью подчинена болезненной страсти. Курс лечения в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев. Распространенной формой взаимопомощи являются группы "Анонимных Игроков", организованные по принципу "Анонимных Алкоголиков".

Игровая зависимость в равной степени может развиться, как у мужчины, так и у женщины. В игровом зале "стираются" гендерные различия (разделение по половому признаку). Игроки, по своей сути, не имеют пола, между ними не бывает флирта, любовной привязанности. Социальные, моральные установки способствуют тому, что у женщин игровая зависимость протекает более злокачественно, они чаще вынужденно скрывают свое пристрастие, но эмоциональный шквал их, буквально, разрушает. Мужчины не смотря на развивающуюся зависимость, могут длительное время вести привычный образ жизни, ничем не выдавая своих привязанностей.

Однако жаловаться на этих "профессиональных игроков" - и бесперспективно, и бессмысленно. Важно понять одну парадоксальную на первый взгляд вещь: несмотря на всю внешнюю "сохранность" рассматриваемого персонажа, несмотря на всю его вменяемость, сознательность и т.п., он болен. У него, можно сказать, "психическая инфекция".

У мужчин расстройство начинается в подростковом возрасте, у женщин - во второй половине жизни. У новичка оно может возникнуть после первой игры при крупном выигрыше. Затем периодические выигрыши и проигрыши играют роль прерывистого подкрепления - самого мощного режима подкрепления при оперантном обусловливании. Азартное поведение принимает хронический и прогрессирующий характер. Игрок проходит через четыре последовательные стадии течения болезни.

1. Стадия выигрышей: случайные случаи игры, частые выигрыши, возбуждение предшествует и сопутствует игре, потребность играть все чаще, повышать ставки, играть "на грани фола", когда за секунду можно потерять все, что имеешь или приобрести "весь мир". Фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

2. Стадия проигрышей: стремление играть без свидетелей, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, одалживание денег на игру. Невозможность прекратить игру ни после большого выигрыша, ни в случае постоянных проигрышей; она может длиться непрерывно по нескольку суток. Ложь и сокрытие от своей проблемы других, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ отдавать долги, изменение личности - раздражительность, утомляемость, необщительность. Тяжелая эмоциональная обстановка в семье, очень большие долги, сделанные как законными, так и незаконными способами, неспособность выплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. При этом возникает синдром отмены - тяжелое дисфорическое состояние с головной болью, беспокойством, нарушением внимания, подавленностью и раздражительностью, ухудшением сна. Это состояние проходит только после включения в игру.

3. Стадия отчаяния: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставки, отдаление от семьи и друзей. Утрачивается приобретенное ранее высокое техническое мастерство игры: больные делают нерасчетливые ходы, прибегают к неоправданному риску. Больной достает деньги для игры любыми способами: прибегает ко лжи, растратам, аферам и хищениям. При этом он собирается использовать эти деньги для выигрыша и вернуть долги, но не удерживается и вновь все проигрывает. Возникают угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника. Наказания и самообвинения лишь обостряют стремление "поправить" настроение привычным способом.

4. Постепенно больной становится раздражительным, замкнутым, в поисках денег на игру вступает в контакт с преступным миром, теряет друзей, семью, работу, свободу. В финале - уход в себя, безнадежность, злоупотребление алкоголем, аффективные расстройства, суицидальные мысли и попытки.

"Патологические игроки делятся на два типа личностей. Гипертимные личности самоуверенны и энергичны, склонны к мотовству, особенно в периоды тревожно-депрессивных проявлений. Гипотимные подавлены, неуверенны, легко впадают в уныние при неудачах. Выделяют также смеющихся, плачущих и отчаявшихся игроков. Для смеющегося игрока игра - прежде всего, развлечение, он контролирует размеры проигрышей, обвиняет в них других людей или случай. Плачущий игрок подчиняет игре все остальные интересы, постоянно озабочен необходимостью отдавать долги, которые неуклонно растут. Отчаявшийся игрок полностью порабощен игрой, у него не остается ни работы, ни семьи, ни друзей, без игры он чувствует себя как наркоман без наркотика и может импульсивно покончить с собой". [16]

У игроголиков отмечается высокий интеллект, большая энергия при узком круге интересов, трудоголизм, авантюризм, максимализм, чрезмерная критичность по отношению к близким и друзьям, в то же время склонность избегать серьезных конфликтов с помощью искажения фактов и лжи. Они отличаются жаждой острых ощущений, сильной потребностью в признании окружающих, непокорностью, суеверностью. Азартные игроки скучают в обычной компании и часто после работы продолжают деловые переговоры по телефону. Эти люди - хорошие организаторы, но плохие исполнители, они генерируют идеи, но не воплощают их. Они не копят денег, а тратят их, если занимают - то в максимальных количествах и с нарастающей частотой. Им свойственна фетишизация денег, которые они воспринимают как источник своих проблем и в то же время - как способ их решения. Фетишем может стать любимый игровой автомат - "мой", "более честный", "который когда-нибудь отдаст вложенные деньги".

У азартного игрока обнаруживается вера в три мифа:

1) его ждет огромный выигрыш,

2) неудачниками становятся другие

3) после выигрыша наступит райская жизнь, это обещают приметы и приближают магические ритуалы. У многих из них в роду можно выявить азартных игроков, а в детстве - безуспешные попытки умилостивить суровую маму.

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).

Все большая распространенность патологической зависимости от игры привела к нищете многих людей в России, а кого-то и к самоубийству. В то же время большинство российских врачей недостаточно знакомы с психопатологией данного расстройства, не изучены особенности формирования и течения данной болезни в нашей стране, не разработаны и действенные методы терапии этой патологии.

Среди последствий, которые выделяются у людей, пристрастных к азартным играм, можно выделить такие виды зависимости как наркомания и алкоголизм, то есть участие в азартных играх молодежи имеет сильную связь со злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами, а также с депрессией. Кроме того, получены некоторые данные о связи между ранним началом участия в азартных играх и более тяжелой последующей склонностью к ним и более неблагоприятными последствиями, например, навязчивому желанию к игре. [17]

Молодежь, активно играющая в азартные игры, подвергается таким опасностям как сбивания ритма жизни, потери чувства реальности, контроля над собой и своими поступками. То есть это все влечет за собой, например, потерю работоспособности, интереса к другим видам деятельности, развивается мысль о том, что деньги, и в принципе все остальное - легкодоступно и получаемо, человек уже не тратит столько времени, сколько нужно учебу и работу.

Следующим последствием увлечением азартными играми у молодежи является изменение в худшую сторону отношений с семьей, друзьями и знакомыми. Почвой для конфликта могут стать проблемы финансового плана, например, человек, который постоянно играет, будет постоянно брать в долг, и накапливать этот большой багаж, до тех пор, пока ситуация не дойдет до апогея, когда эту зависимость не смогут выносить близкие.

Как один из вариантов развития событий, связанных с увлечением азартными играми, может быть потеря достойной репутации в глазах общества, человек теряет свою респектабельность, чаще всего перестает отвечать за свои поступки, действия и слова.

Как пример можно привести случай, который произошел в ночь 4 апреля 2009 года. В 4 часа утра из военной части, которая находится в Ленинградской области, сбежал вооруженный автоматом солдат. Военнослужащий Дмитрий Марышев был призван во Внутренние войска из города Петрозаводска. В ту ночь он охранял автопарк воинской части, дислоцированной в поселке в Горелово. При себе у солдата был автомат Калашникова с полным боекомплектом - 60 патронов. После чего был введен план перехвата "Вулкан-5".

По мнению военных, его побег не связан с неуставными отношениями: юноша просто не выдержал нагрузок, обычных для строевой части.

На самом деле причина дезертирства вооруженного солдата из части внутренних войск - долги, связанные с игровой зависимостью.

По словам сослуживцев, рядовой Дмитрий Марышев до призыва имел пристрастие к игровым автоматам и за ним тянулся шлейф долгов. Видимо, он сбежал, чтобы решать свои проблемы с кредиторами.

По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 338 ч.2 - дезертирство с оружием. Дезертиру грозит до 10 лет. [18]

В когнитивной сфере проблемных и патологических гемблеров, вероятно, нарушен антиципационный компонент. Игроки либо не делают прогнозов относительно последствий игрового поведения, либо делают их некорректно. Часто проблемным и патологическим гемблерам свойственна установка, что деньги являются и причиной и решением их проблем. В исследовании D. С. Hodgins и N. el-Guebaly отмечено превалирование когнитивных факторов над эмоциональными во влиянии на рецидив азартной игры. Наиболее частый фактор - оптимистичные мысли о выигрыше (чувство удачи и вера в то, что выигрыш возможен) - 23 % рецидивов и потребность "сделать деньги" из-за финансового давления или желания отыграться - 17 % рецидивов. Оба фактора связаны с финансовыми проблемами и часто являются целью когнитивно-бихевиоральных подходов в лечении. Третья категория связана с неструктурированным временем или скукой - 13 %.

Существуют три элемента, свойственные всем игрокам. Первый касается средовых детерминант. Сфера распространения патологического гемблинга неразрывно связана с количеством доступных игровых заведений. Роль второго элемента играет классическое и оперантное обусловливание. Выигрыши, представленные различными переменными, продуцируют состояния волнения, описываемые как эквивалент состояния, вызванного химическим препаратом. Повторные соединения классически обусловливают активацию стимула, связанную с гемблинг-средой. Игровые стимулы выявляют побуждение играть, а затем появляется устойчивый паттерн гемблинга. Волнение может испытываться в предвкушении игры, в течение игры или в ответ на предъявление гемблинг-ситуаций или гемблинг-стимулов. Этот процесс обусловливания может быть использован для объяснения гемблинга как аддикции, созданной влиянием позитивного и негативного обусловливания, толерантности. Ранние и повторные выигрыши имеют результатом иррациональные убеждения, что азартная игра - эффективный источник дохода. Эти схемы формируют иллюзии контроля, ошибочную перцепцию, суеверное мышление и неверное понимание вероятности одкрепляющие свойства азартной игры и иррациональные когнитивные схемы объединяются, усиливая паттерн гемблинга. Когда гемблеры проигрывают, они пытаются возместить потери дальнейшей игрой, которая завершается накоплением долгов. Несмотря на то, что действительность подтверждает, что гемблинг ведет их к финансовым проблемам, они иррационально верят, что азартная игра решит их проблемы. Вышеназванные процессы свойственны всем игрокам.