Механизмы институциональных изменений

При анализе различных траекторий институциональных изменений исследователями было подмечено, что возникающие изменения имеют не произвольный характер, а подчиняются определенной закономерности, которая получила название зависимость от траектории предшествующего развития.

Суть этой зависимости состоит в том, что в каждый данный момент времени в экономике могут произойти не любые институциональные изменения, а лишь те, которые оказываются осуществимыми в сложившихся ранее условиях, которые возникли как следствие более ранних аналогичных ситуаций.[1, с. 293]

Понятие зависимости  от траектории предшествующего развития было первоначально введено в статьях Пола Девида и Брайана Артура для характеристики особенностей изменений в производственных технологиях. Оно означало ситуации, в которых продолжение применения неэффективных технологий обуславливалось влиянием случайного выбора на начальном этапе их использования  и закреплялось в следствие эффекта возрастающей отдачи. Это порождало феномен блокировки альтернативных путей технологического развития.

С помощью данного понятия начали анализировать различные феномены не только технологической, но и институциональной природы, исходя при этом из различных технологических позиций.

Ситуация в технологическом развитии характеризуется данным понятием, если:

1 выбор наблюдаемой в действительности массовой технологии был непредсказуем;

2 этот выбор практически невозможно изменить из – за величины издержек, которые нужно осуществить скоординировано и одновременно;

3 массового распространенная технология с большой вероятностью неэффективна.

Возникновение таких ситуаций является результатом функционирования двух механизмов: возрастающей отдачи от масштаба и воздействия малых случайных событий.

Возрастающая отдача является следствием взаимосвязанности технологии и совершенствующихся навыков работы с ней как части человеческого капитала, возникающей в результате процесса обучения в ходе применения технологии, а так же сетевых внешних эффектов и неперемещаемости инвестиций.

Механизм малых случайных событий отвечает за то, какая именно из доступных технологий оказывается фактически выбранной, победившей в конкурентной борьбе с  функционально схожими с ней технологиями.

Понятие зависимости от траектории  предшествующего развития активно используется в рамках шумпетеровской и неошумпетеровской традиции анализа технологических изменений. В этом понимании зависимость  от траектории предшествующего развития обусловлена чисто когнитивными причинами: базовая инновация развивается и совершенствуется путем малых улучшений до тех пор, пока не возникнет новая базовая инновация. экономическими факторами здесь являются общие требования обеспечения максимальной экономической эффективности  для любого инвестиционного решения.

Обе охарактеризованные трактовки зависимости  от траектории предшествующего развития в сфере технологических изменений приводят к существенно различным оценкам возможности осуществления значительных или резких смен институционального устройства экономик.

В соответствии с первой трактовкой нет никаких ограничений на содержание идеи нового института, кроме ограничений творческих способностей индивидов, стремящихся к формированию приемлемой институциональной среды.

В соответствии со второй трактовкой в рамках сложившейся институциональной среды не могут возникнуть идеи институциональных инноваций, не являющиеся компонентом правил, составляющих эту среду. Целенаправленное проектирование нового правила при таком подходе  оказывается ограниченным рамками разнообразия, формируемого полным перебором всех возможных сочетаний упомянутых компонентов.

Отбор вариантов институциональных изменений по критерию эффективности может рассматриваться как  разновидность рыночного отбора. При таком подходе возникает такое понятие, как институциональный рынок. Но прежде, чем описать  понятие институционального рынка, рассмотрим  эффект блокировки.

Понятие эффекта блокировки используют для объяснения часто встречающихся на практике ситуаций, в которых институциональное изменение, способное существенно улучшить условия для производства стоимости, не реализуется на практике, прежде всего через действия государства. [1, с. 298]

Эффект блокировки заключается в создании препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил.

Практические способы блокировки потенциально эффективных институциональных изменений могут быть разнообразны: от идеологических обоснований недопустимости  этих изменений до прямого подкупа законодателей или руководителей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление соответствующего институционального изменения.

Возможности блокирования институциональных изменений особенно велики тогда, когда бенефициарами действующих правил оказывается государство. Поскольку неэффективные правила, установленные государством для экономических агентов, приводят к ослаблению государства, возникает необходимость проведения реформ с целью замены неэффективных правил на способствующие экономическому развитию. Но принуждение к исполнению невыгодных для адресата правил требует от государства повышенных издержек мониторинга, что эффективно сказывается на доходах правителя. Введение закона не означает, что он автоматически начинает исполняться адресатами правила. Следовать или нет введенному правилу определяется экономическим выбором этих адресатов.

Далее рассмотрим понятие рынка институтов.

Конкуренция институтов не сводится к политической борьбе за принятие того или иного из них. Важной разновидностью является и обычная конкуренция экономических агентов на товарных и факторных рынках, в ходе которой продавцы и покупатели пользуются несовпадающими правилами поведения. Конкуренция между институтами может происходить в разных формах и описываться различными теоретическими моделями. Одной из них является концепция рынка институтов.

Рынок институтов – это процесс, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих  добровольных взаимодействий индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых.  Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает поощрение институциональных инноваций  и форм адаптивного поведения. [1, с. 300]

Рынок институтов – неотъемлемая часть функционирования экономических систем, существующая независимо от желания или нежелания государства сформировать или ввести такой рынок.

На любом рынке продавцы и покупатели заключают сделки. На рынке институтов заключаются институциональные трансакции. Явные институциональные сделки – совместные действия индивидов, непосредственно направленные на изменение существующего институционального устройства. Примером явной институциональной сделки могут служить действия по установлению новых правил государственной регистрации фирмы или её товарного знака. Явные институциональные сделки определяют новое правило, не предопределяя  конкретные будущие трансакции, фиксируя только тип трансакций.

Неявные институциональные сделки – совместные действия индивидов по выбору того или иного правила, в соответствии с которым осуществляется действие в связи с желанием совершить некоторую товарную сделку. Суть неявных институциональных сделок заключается в том, что вместе с конкретной товарной сделкой неизбежно осуществляется и выбор определенной институциональной формы, в которой происходит данная товарная сделка. При этом выбирается та форма, которая представляется экономическому агенту наиболее эффективной среди известных и доступных им форм, релевантных той ситуации, в которой предпринимается «базовая» товарная трансакция. [1, с. 301] Примерами таких сделок могут служить заключение сделки о поставках товаров с предоплатой или в бартерной форме.

Поскольку сравнительная эффективность институтов зависит от конкретных условий выполнения действия, распространенность того или иного института в каждый данный момент оказывается опосредованной функционированием институционального рынка. Эта опосредованность имеет место даже в том случае, когда индивиды принуждаются к следованию соответствующему правилу силой государства.

Для того, чтобы осуществилась неявная институциональная сделка, необходимо, чтобы продавец (покупатель) нашел партнера, согласного осуществлять сделку именно по соответствующему правилу. Если правило не является самоосуществляющимся, для его исполнения так же необходимы усилия гаранта правила, то есть определенные услуги по принуждению потенциального нарушителя к исполнению заключенного соглашения. Чем выше производственная мощность гаранта, тем большее количество товарных сделок, совершенных по некоторому правилу,  он в состоянии качественно и по адекватной цене обслужить, тем больше вероятность распространения соответствующего  правила.

Существует так же понятие институционального равновесия.

Институциональное равновесие – это такая ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений.[1, с. 305]

Иначе говоря, институциональное равновесие представляет собой исходное состояние всякого институционального изменения.  Приведенное определение институционального равновесия означает, что величина спроса на услуги гарантов определенного правила равна величине их предложения. В этих условиях расширение соответствующих мощностей действующих гарантов или выход на рынок нового гаранта приведет к снижению цены на услуги гарантов.

Понятие институционального равновесия может трактоваться как локальное, относящееся к некоторой ограниченной группе индивидов и правил, и как глобальное, имеющее место в рамках всей экономики.