Механизмы регулирования миграционных процессов

Комплекс мер регулирования миграции в целом должен включать: общегосударственную и региональную структурную политику с определением спроса на рабочую силу на рынках труда; систему федеральных целевых программ в области социально-трудовых отношений демографического регулирования; региональные целевые программы.

Только на основе комплексного государственного анализа динамики трудовых ресурсов, кадровых проблем отраслей, предприятий и регионов в целом, исследования рынка труда можно говорить о выявлении мотивации миграции, формировании механизмов устранения причин миграции, а не миграционных потоков как следствия. Механизмы макроэкономического регулирования легальной миграции должны разумно сочетаться с комплексом ограничений и запретительных мер, диктуемых как стратегическими, так и тактическими ориентирами в области экономической безопасности. При этом возможны варианты выдачи лицензий для бизнеса на использование труда мигрантов с указанием в лицензии условий использования трудовых ресурсов; миграционных квот; порядка их согласования; обязательных процедур предварительного объявления вакансий среди коренного населения; введение специальных налогов на предприятия и регионы, привлекающие мигрантов. Надо стимулировать бизнес, вводить системы страхования мигрантов, которые должны не только обеспечивать права последних, но и выравнивать условия конкуренции на рынках труда между коренным населением и мигрантами.

Комплекс специальных механизмов противодействия нелегальной миграции, кроме осуществляемой ФМС России системы мер, должен включать в себя также комплекс профилактических мер, включающий:

анализ социально-экономического состояния регионов страны на предмет выявления свободных экономических сегментов, в которых может быть использован труд нелегальных мигрантов;

разработку программ заполнения этих экономических сегментов за счет внутренней и легальной миграции;

исследование тенденций экономического развития регионов и динамики трудовых ресурсов с целью прогнозирования появления таких сегментов;

изучение динамики теневой экономики и различных форм криминального бизнеса в связи с динамикой миграции.

Резко уменьшить приток неквалифицированных мигрантов можно не только правовыми механизмами, но и с использованием косвенных методов, таких как нормативное закрепление сертификации мигрантов на соответствие российским квалификационным стандартам, для чего необходимо пройти соответствующее профессиональное, правовое и культурно-историческое обучение в лицензированных образовательных учреждениях. Это позволит управлять качеством миграции.

Необходимо официально узаконить и ввести в правовое поле этнические территориальные диаспоры, превратив их в официальные и легальные структуры, подотчетные органам власти, ответственные за представителей диаспор в регионе, а также за легальную и нелегальную миграцию.