Миграционные процессы в Казахстане в конце XIX века

Миграционные процессы всегда были и остаются важнейшей стороной демографического развития Казахстана. Они влияют на динамику численности всего населения, городского и сельского в отдельности, его этническую, половозрастную, профессиональную структуру, состав по уровню образования, материально-экономическому положению и по многим другим показателям. [22]

Существует несколько типов классификации Казахстана по регионам. Исторический метод подразумевает деление территории страны на три исторических зоны: Младший Жуз, Средний Жуз и Старший Жуз. Исторически эти территории совпадали с зоной географического кочевания племенных групп казахов, объединенных соответственно в жузы. Эти объединения имели во многом экономический характер, хотя большую роль играл и этнический (этноантропологический) и историко-культурный факторы (некоторые антропологи придерживаются мнения, что основу каждого жуза составили три разных этнических группы). До сих пор казахи сохраняют историческую память о своей жузовой принадлежности. Ряд экспертов (в основном на Западе) считают, что современные политические процессы в Казахстане происходят под влиянием жузового фактора.

Другой метод классификации – советский. Он опирается на географию и экономику. Согласно советской классификации Казахстан делился на пять регионов: Западный, Северный, Центральный, Восточный и Южный Казахстан. Каждый регион обладал собственными географическими и экономическими особенностями. Это деление сохранилось до настоящего времени в названии ряда областей республики. К советской эпохе восходит и крайне упрощенное деление Казахстана на «русскоязычный Север» (который включал в себя и Центр) и «казахский (или мусульманский) Юг» (но без Алма-Аты). В основе такого деления лежал этнический фактор, который являлся следствием сложной исторической судьбы Казахстана в XX веке и отражал этнодемографический дисбаланс в составе населения. [23]

Миграция населения – это «внешнее движение», которое оказывает влияние оказывает влияние на множество качественных характеристик как всей совокупности, так и отдельных ее частей.

В отличие от естественного движения миграция представляет собой пространственное движение населения, изменение его территориального распределения, то есть географии. Миграция значительно отличается от других социальных процессов своей сильной зависимостью от объективных факторов. Миграция жестко связана с различными параметрами социально-экономического развития – размещением производительных сил, интенсивностью урбанизации и т.д.

В любом исследовании огромное значение имеет уровень разработанности понятийного аппарата. Он зависит от продолжительности и актуальности проводимого исследования, практической необходимости. Развитие понятия «миграция» имеет достаточно интересную историю. Так, по наблюдению российского ученого Л. Л. Рыбаковского, в тридцатых годах двадцатого века произошла «эрозия» термина «миграция», так как в Советском Союзе прекратилось изучение самого явления миграции населения. Миграция в истинном понимании выпала из справочной литературы, ее не было во втором издании Большой советской энциклопедии 1954 года. Лишь в третьем издании Малой советской энциклопедии 1959 года издания и Краткой географической энциклопедии 1961 года термин «миграция» был восстановлен в интерпретации В. В. Покшишевского.

В сущности, все эти определения мы вслед за Л. Л. Рыбаковским, можем разделить на три основные группы. Первую группу составляют так называемые широкие определения, в которых к миграции относят любое движение населения, в том числе отраслевое, территориальное, профессиональное и социальное. Так, Я. Щепаньский определяет миграцию как любое перемещение независимо от изменения места в географическом пространстве [24]. М. В. Курман замечает, что «…к миграциям населения в широком смысле слова следует относить все виды движения населения, имеющие общественную значимость» [25].

Вторую, наиболее распространенную, группу составляют определения, в которых миграция обозначается как территориальное перемещение населения. Так, в конце пятидесятых годов в послевоенной литературе были сформулированы варианты определения миграции как территориального перемещения населения. В семидесятых годах двадцатого века В. И. Переведенцев привел два определения миграции: как совокупности всяких перемещений людей в пространстве – в широком смысле, и как совокупности переселения людей, связанных со сменой места жительства на продолжительный срок – в узком смысле [26].

Третью группу составляют определения, объединяющие понятия перемещение и мобильность. Так, Л. Л. Шамилева называет миграцию формой мобильности населения [27], О. В. Лармин рассматривает миграцию как часть миграционной подвижности [28], Т. П. Заславская определяет миграцию как географическую подвижность, т.е. перемещение из одних населенных мест в другие [29].

О численности казахов до конца XIX в. существует некоторый разнобой в источниках. Это из-за того, что Казахстан в то время считался кочевым государством, и там просто не возможно было и не производился подсчет населения. Тогда не существовали переписи населения, а постоянно кочующие аулы годами не подходили к крупным поселениям. Да и не надо забывать, что в то время о науке демографии даже и не догадывались. Поэтому первые реальные сведения о переписи населения пришли к нам из конца XIX в., после того, как Казахстан был присоединен к России, и соответственно, для государства возникла необходимость сбора налогов с населения.

Ж. Артыкбаев утверждает, что снижение удельного веса казахов тесно связано с увеличением числа переселенцев с середины 70-х гг. XIX в., вначале из сопредельных территорий Поволжья и Западной Сибири, а затем и из внутренних губерний России. Рост доли инонационального населения привел к существенному ограничению территории кочевого скотоводства и углублению его кризиса. Между тем, исследователями отмечается положительный контакт между коренными и пришлыми группами в области хозяйствования, в материальной культуре, в языке. В то же время остаются неисследованными последствия взаимодействия этнических культур в плане влияния на этническое самосознание их носителей, детерминация этнических процессов на интеграцию территориальной общности и консолидацию каждого из взаимодействующих компонентов. [9]