Миграция в ХМАО

Необходимость проведения активной демографической политики в том или ином субъекте Российской Федерации обусловлена, прежде всего, той ситуацией, которая сформировалась на стыке ХХ-ХХI веков в сфере рождаемости, смертности и миграции как в целом по стране, так и в ее регионах. Вместе с тем, региональная специфика демографической политики детерминируется особенностями геополитического, экономического, этнического и природно-географического статуса той или иной территории.

Помимо необходимости проведения активной демографической политики требуются еще и возможности осуществления того, что разработано и должно реализоваться в жизни, а не в прожекте. Эти возможности двояки. Первое, нужны финансовые ресурсы и, как правило, немалые для осуществления затратных мер демографической политики. Второе, и это порой бывает более важным, чем первое, необходима политическая воля руководителей субъектов Федерации, понимание ими того, что преодоление всероссийской депопуляции не возможно без участия в решении этой жизненно важной задачи всех регионов. В качестве одного из регионов, который после одобрения Правительством РФ Концепции демографического развития страны активизировал разработку и проведение демографической политики, может быть назван Ханты-Мансийский автономный окру г. Правительство этого округа, обладая определенными бюджетными ресурсами, проводит всестороннюю семейную, демографическую и миграционную политику.

Прежде всего, в регионе в сентябре 2003 г. была утверждена постановлением Правительства округа Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года. Она, явилась базовым документом в системе демографически ориентированного законодательства. Ханты-Мансийский автономный округ это, пожалуй, один из немногих, если не единственный регион России, где триединая схема демографической политики выстроена логически правильно: Концепция — правовые акты (законы и другие нормы) — мероприятия (экономические, организационные, пропагандистские).

В Концепции нашли отражение четыре важных положения:

а) округ, имея восходящую демографическую динамику, нуждается в привлечении постоянного населения, из которого черпаются основные ресурсы рабочей силы, дополняемые привлечением временных трудовых мигрантов и частичным (менее 10% численности экономически активного населения) использованием вахтового метода;

б) территория округа относится к зоне обитания малочисленных коренных народов Севера, которым должны быть обеспечены нормальная жизнедеятельность и условия развития традиционных отраслей хозяйства;

в) экстремальные природные, прежде всего, климатические условия и слабая освоенность территории не только увеличивают издержки производства, но и существенно повышают затраты на содержание населения, что делает проживание здесь лиц, вышедших на пенсию и не занятых в экономике (или воспитанием детей в многопоколенных семьях) не целесообразным;

г) формирование постоянного состава жителей округа — это основа жизнедеятельности и тех, кто временно занят в экономике, а это предполагает сохранение в жизнеобеспечении всего населения округа преимуществ по сравнению с обычными районами.

В соответствии с Концепцией уже в октябре 2003 г. правительством округа был принят план первоочередных мероприятий по сохранению демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа на 2003-2011 годы. Эти меры включают пакет нормативных документов:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О программе Ханты-Мансийского автономного округа "Дети Югры" на 2003-2011 годы";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы";

Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2003-206 годы";

постановление Губернатора автономного округа "О программе МЖК в Ханты-Мансийском автономном округе "Молодой семье — доступное жилье"";

постановление Правительства автономного округа "О доплатах к государственным ежемесячным пособиям на ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе";

постановление Правительства автономного округа "О ежемесячном пособии по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет и от 3-х до 4-х лет".

Принят и реализуется ряд других, правовых, организационных и информационно-пропагандистских мер, направленных на совершенствование демографического развития округа. Важно подчеркнуть, что в округе создан

Координационный совет по вопросам демографической политики (сформирован согласно постановлению Правительства автономного округа).

На 1 января 2010 года население округа составляет 1538,6 тыс. человек (в 2009 — 1520 тыс. человек, в 2008 — 1505,2 тыс. человек), плотность населения — 2,8 чел./км² (2009), удельный вес городского населения — 91,5 % (2009). Среднемесячный доход на душу населения в марте 2009 года составил 27 968,3 рубля, а средняя заработная плата по округу —40 362,5 руб. Югра традиционно занимает одно из первых мест по уровню рождаемости среди регионов с преимущественно русским населением. Так, по итогам 2010 года, в округе родилось 25 083 человек (коэффициент рождаемости 16,2 при среднем по России 12,6), что превысило показатели 2009 года, когда родилось 23 840 человек (коэффициент рождаемости 15,6 при среднем по России 12,4). Также в округе наблюдается один из самых низких уровней смертности в стране. В 2010 году в регионе умерло 10 482 человека (коэффициент смертности 6,8 при среднем по России 14,3), что несколько превысило показатели 2009 года, когда в округе умерло 10 107 человек (коэффициент смертности 6,6 при среднем по России 14,2).

По данным переписей населения 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 годов, национальный состав населения округа был следующим:

Таблица 1. Численность и состав населения ХМАО-Югра.

Народ 2008 2009
Русские 946 590 (66,1%) 973 978 (68,1%)
Татары 107 637 (7,5 %) 108 899 (7,6 %)
Украинцы 123 238 (8,6 %) 91 323 (6,4 %)
Башкиры 35 807 (2,5 %) 35 428 (2,5 %)
Азербайджанцы 25 088 (1,8 %) 26 037 (1,8 %)
Ханты 17 128 (1,2 %) 19 068 (1,3 %)
Белорусы 20 518 (1,4 %) 14 703 (1,0 %)
Кумыки 9 554 (0,7 %) 13 849 (1,0 %)
Чуваши 15 261 (1,1 %) 13 596 (0,9 %)
Лезгины 8 580 (0,6 %) 13 335 (0,9 %)
Манси 9 894 (0,7 %) 10 977 (0,8 %)
Узбеки 5 182 (0,4 %) 9 970 (0,7 %)
Таджики 5 651 (0,4 %) 9 793 (0,7 %)
Молдаване 10 861 (0,8 %) 9 476 (0,7 %)
Лакцы 8 005 (0,6 %) н.д.
Марийцы 7 309 (0,5 %) 7 289 (0,5 %)
Чеченцы 6 943 (0,5 %) 6 889 (0,5 %)
Ненцы 7 846 (0,6 %) 6 828 (0,5 %)
Армяне 6 471 (0,5 %) 6 343 (0,4 %)
Мордва 6 386 (0,5 %) н.д.
Казахи 4 258 (0,3 %) н.д.
Удмурты 3 670 (0,3 %) н.д.
Коми 3 081 (0,2 %) 2 364 (0,2 %)
Коми-пермяки 2 704 (0,2 %) н.д.
Лица, не указавшие национальность 13 210 (0,9 %) 102 138 (0,0 %)

Процессы глобализации, развертывающиеся в мировой экономике, оказывают существенное воздействие как на рынки труда отдельных стран мира, так и на процессы перемещения трудовых ресурсов между странами – международную трудовую миграцию. Глобализация мировой экономики создает единый мировой рынок рабочей силы, увеличивает мобильность и обеспечивает экономически эффективное распределение планетарных трудовых ресурсов.

Отдельные страны мира не могут покрыть дефицит в рабочей силе за счет собственных трудовых ресурсов, поэтому они вынуждены привлекать рабочую силу со стороны. Примером является Российская Федерация и в частности Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Рынок труда автономного округа, как и других северных территорий России, с 1990-х годов отличался несоответствием спроса и предложения рабочей силы, так как профессиональной подготовке квалифицированных кадров на Севере не уделялось должного внимания. Поэтому работодатели, для того чтобы повысить эффективность производства, вынуждены были привлекать рабочую силу.

По данным федеральной миграционной службы, фактически на территории автономного округа по состоянию на 01.01.2010г. пребывало свыше 46 тыс. иностранных граждан, что в 2 раза превышало показатель прошлых лет (на 01.01.2009г. – 21 193, на 01.01.2008г. – 20 761 иностранных граждан).

Помимо официальной миграции Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является привлекательным для нелегальных мигрантов. Нелегальная миграция в Югре, по оценкам специалистов, на порядок выше легальной. Их количество в 2010 году составило ориентировочно 8000 человек, из них граждан СНГ около 7500 человек.

В рамках трудовой миграции особое место занимает межрегиональный вахтовый метод работы. Данный метод традиционно являлся особенностью освоения северных территорий. Необходимость его использования в виде привлечения рабочей силы из других регионов России и из-за рубежа в настоящее время обусловлена, как сложившимися в доперестроечный период экономическими связями, так и отсутствием квалифицированной рабочей силы, несмотря на фактический избыток трудовых ресурсов.

Среди крупнейших поставщиков трудовых мигрантов можно назвать Украину, Таджикистан и Узбекистан. Основными поставщиками трудовых мигрантов из стран "дальнего" зарубежья в регион является Турция, которая в основном обеспечивает регион строителями. Турецким работникам принадлежит первенство в Югре – сюда их было привлечено около 3,2 тыс. человек. Основная доля иностранных трудовых мигрантов привлекалась в строительную отрасль, в которой трудились 67% иностранных рабочих.

Привлечение иностранных работников связано с нехваткой местных квалифицированных кадров, как рабочих профессий, так и инженерно-технических работников. Наибольшая потребность промышленных предприятий в бурильщиках, водителях специальной техники, машинистах, сварщиках; в строительстве – в каменщиках, плиточниках, штукатурах высоких разрядов.

Кроме того, заинтересованность у работодателей в иностранной рабочей силе связана с тем, что можно экономить на затратах, так как выходцы из СНГ получают более низкую зарплату, чем местные рабочие, для них не нужно создавать объекты социальной сферы.

Численность трудовых мигрантов с 2002 г. имела тенденцию к снижению. Тем не менее, они составляют значительный удельный вес в профилирующих отраслях хозяйства. С 2005 г. начинается рост вахтовиков и иностранной рабочей силы, связанный с увеличением производства в профилирующих отраслях хозяйственного комплекса автономного округа. Продолжающийся экономический кризис и увеличение безработицы, по нашему мнению, способствуют сокращению принимаемых из других регионов и из-за рубежа рабочей силы. Такие волновые изменения в численности вахтовиков и иностранной рабочей силы будут характерны для Югры и в перспективный период, что обусловлено глобальными процессами и слабой диверсификацией хозяйства автономного округа.

Использование привлеченной рабочей силы позволяет быстро реагировать на изменение ситуации в экономике, варьируя ее величиной. Основными территориями применения межрегиональной вахты являются главные районы нефтегазодобычи восточной части округа, на долю которых приходится около 90% от общей численности вахтовиков. При этом их количество в рамках отдельных территорий четко коррелирует с объемами добычи нефти.

Еще одна группа мигрантов - это вынужденные переселенцы, к которым относится русскоязычное население, прибывшее сюда из Казахстана, республик Центральной Азии и Кавказа.

Вынужденная миграция также является одним из ключевых факторов формирования трудовых ресурсов. Главная ее особенность состоит не в количественной стороне, а в качестве рабочей силы. Это, как правило, представители русскоязычного населения из Казахстана и республик Центральной Азии. Вынужденные переселенцы вносят определенный вклад в рост численности населения и особенно рабочей силы, так как их представители трудоспособного возраста имеют высокий квалификационно-образовательный уровень.

Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры стимулирование вахтового метода из других регионов страны представляет собой реальную возможность замещения части иностранной рабочей силы и удовлетворения потребности в трудовых ресурсах за счет внутрироссийских мигрантов.[17,18,19]

Внутренняя миграция - это процесс перемещения из одного поселения в другое. Никакие перемещения в пределах одного и того же населенного пункта не рассматриваются как миграция населения. Одним из основных признаков миграции населения является пересечение административной границы территории (государства, области, населенного пункта и т. д.). На этой основе выделяют прежде внешней миграции (эмиграция и иммиграция) и внутреннюю миграцию. Миграции населения - это перемещения людей по территории, связанные со сменой постоянного места жительства и работы. Различают миграцию сельского населения и городского, междугородную миграцию и миграцию в сельскую местность - миграционные потоки "село - город", "город - город", "город - село ", " село - село".

Миграционная активность в значительной степени зависит от демографических характеристик населения. Замечено, что в миграциях наибольшее участие принимают лица молодого возраста, мужчины являются более мобильными, чем женщины, одиночки легче решаются на переезд, чем женатые, бездетные также легче мигрируют, чем люди, имеющие детей.

Среди внутренних миграций отдельно изучают такие направления миграции как переселение из деревни в город и наоборот и переселение из города в город и из села в село. Переселение населения из села в город, что приводит к росту городов, их функций, распространение городского образа жизни - называют урбанизацией. Переселение населения из сел в города, как и в большинстве стран мира, были доминирующими с начала XX в. но с начала 90-х годов XX века они замедлились.

Следовательно, миграции влияют на половозрастную структуру населения, национальный состав, а также на соотношение городского и сельского населения, плотность населения.

Миграция в ХМАО осуществляется в основном за счет притока рабочих-вахтовиков и благодаря специализированным программам разработанным госучреждениями региона.