Молодёжная политика г. Челябинска

Анализ концепции молодёжной политики г. Челябинска

Молодежная политика является составной частью политики в области социально-экономического, культурного и национального развития г. Челябинска и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. В данной работе отражена характеристика концептуальных основ молодёжной политики г. Челябинска, и отражение в ней актуальных проблем челябинской молодёжи.

Цель исследования: проанализировать основные приоритетные направления деятельности молодёжной политики г. Челябинска.

Задачи исследования:

- рассмотреть концепцию молодёжной политики г. Челябинска;

- рассмотреть приоритетные направления молодёжной политики г. Челябинска;

- охарактеризовать отражение проблем молодёжи в Концепции молодёжной политики г. Челябинска.

Объектом данного исследования является молодёжная политика г. Челябинска

Предмет исследования: концептуальные основы молодёжной политики г. Челябинска

Анализируемый документ: Концепция молодёжной политики г. Челябинска, утверждённая решением Челябинской городской Думы от 01.09.1997 № 11/11

Гипотеза:

1. Приоритетные направления молодёжной политики г. Челябинска не отражают проблемы молодёжи.

Теоретическая интерпретация понятий:

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В результате анализа Концепции можно выделить её следующие основные компоненты: терминологический раздел и раздел приоритетных направлений.

В Концепции используются следующие термины и понятия:

      ·    молодежная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти области в своей деятельности в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти области в отношении молодежи.

      ·    молодые граждане, молодежь - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти, в возрасте от 14 до 30 лет.

      ·    молодежные и детские объединения - организации молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

      ·    молодая семья – семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает возраст 35 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает возраст 35 лет;

      ·    молодёжная инициатива – открытое декларирование гражданами социально-значимых целей, идей или проектов, подтверждаемое готовность участия в их реализации;

      ·    социальная защита молодёжи – деятельность по оказанию социально-бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в особо трудных условиях.

      ·    молодежными проблемами занимаются следующие органы государственной власти: комитеты по делам молодежи, органы, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения и подведомственные им учреждения, органы социальной защиты населения, службы занятости, военные комиссариаты, правоохранительные органы;. областная комиссия по делам несовершеннолетних; средства массовой информации.

Проанализировав Концепцию молодёжной политики г. Челябинска можно отметить, что приоритетными являются следующие направления:

1. Формирование здорового образа жизни. В рамках данного направления деятельности содержание принимаемых мер заключается в:

      ·    развитии системы специального медицинского обслуживания и социально-психологической реабилитации молодых людей, страдающих наркоманией;

      ·    проведении профилактических медицинских мероприятий, направленных на улучшение здоровья молодежи;

      ·    содействии в организации оздоровительных акций для отдельных категорий детей и молодежи, нуждающихся в особой заботе;

      ·    координации деятельности органов, осуществляющих регулирование в сфере образования, здравоохранения и спорта по развитию детско-юношеского массового спортивного движения, обеспечивающего массовость и доступность спортивных мероприятий;

      ·    борьбе с такими формами поведения молодежи как участие в криминальных группировках, употребление наркотиков, алкоголя;

      ·    деятельности органов государственной власти области по пропаганде здорового образа жизни, создание новых образцов для подражания, стиля жизни, основанного на здоровье и физическом совершенствовании.

2. Развитие гражданской позиции и патриотизма. В этих целях предполагается:

      ·    формирование уважительного отношения молодых людей к государственной символике, к истории России и историческим традициям;

      ·    привлечение ветеранских организаций к воспитанию подрастающего поколения;

      ·    проведение экспедиций и походов поисковых отрядов, увековечение памятников защитников Родины, организация оборонно-спортивных и военно-технических лагерей, проведение оборонно-спортивных мероприятий.

3. Поддержка талантливой молодежи. Для решения этих задач предполагается:

      ·    установление премий, стипендий, пособий для талантливой молодежи области;

      ·    создание творческих мастерских, школ, объединений;

      ·    предоставление молодежи для творческой деятельности выставочных и концертных залов;

      ·    формирование специальных фондов для поддержки молодых талантов.

4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. В этих целях предусмотрены следующие меры:

      ·    органы государственной власти Челябинской области оказывают молодежным и детским объединениям финансовую и материальную поддержку в установленном законом порядке;

молодежным и детским объединениям предоставляются субсидии за счет средств бюджета согласно Закону области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области" (Принят постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 28 мая 1998 г. N 303. В ред. Законов Челябинской области от 28.10.2004 N 305-ЗО, от 24.11.2005 N 431-ЗО)

5. Система информационного, методического и кадрового обеспечения молодежной политики:

      ·    осуществление информационной поддержки молодежи в сферах труда, образования, культуры, здоровья, семьи, отдыха и спорта;

      ·    создание информационных баз данных по молодежной проблематике для государственных и общественных организаций, работающих с молодежью;

      ·    создание информационной базы данных, методической литературы, имеющей патриотическую направленность;

      ·    создание системы кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;

      ·    обучение актива детских и молодежных общественных организаций, действующих на территории Челябинской области;

      ·    поддержка средств массовой информации, освещающих пути решения проблем молодежи, газет, издающихся детскими и молодежными общественными организациями, молодежных редакций теле- и радиокомпаний, действующих на территории области.

6. Социальная поддержка молодежи. В этих целях:

      ·    адресная социальная помощь наименее защищенным категориям молодежи;

      ·    организация бесплатных или льготных посещений детьми и молодежью музеев, театров, кинотеатров и концертов;

      ·    система мер по защите прав несовершеннолетних;

      ·    система мер по обеспечению доступности получения специального и высшего образования молодежью из малообеспеченных семей;

      ·    организация летнего отдыха, санаторно-курортного лечения для молодежи из малообеспеченных семей;

      ·    организация лагерей для детей из малообеспеченных, неполных семей, семей безработных, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;

      ·    организация центров для оказания юридической и социально-психологической помощи молодежи;

      ·    система мер социальной помощи молодым инвалидам;

      ·    создание приютов, детских домов семейного типа для детей-сирот;

      ·    помощь молодым семьям в получении льготных мест для детей в дошкольных учреждениях;

      ·    предоставление льготных кредитов для молодых семей, строящих себе жилье по системе МЖК (молодежно-жилищных кооперативов);

7. Гарантии в сфере труда и занятости молодежи. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры:

      ·    учет молодежных проблем при разработке и осуществлении программ занятости населения;

      ·    предоставление налоговых льгот для организаций, предоставляющих рабочие места для молодежи;

      ·    развитие системы государственных, областных и муниципальных заказов для организаций, принимающих на работу на постоянной основе молодых граждан;

      ·    разработка и реализация программы временной занятости несовершеннолетних во внеурочное время и период школьных каникул;

      ·    развитие деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по занятости молодежи, информацию о свободных рабочих местах;

      ·    трудоустройство и занятость подростков и молодежи в летний период;

      ·    система мер по трудоустройству выпускников образовательных учреждений;

      ·    восстановление деятельности студенческих отрядов;

      ·    организация обучения и стажировка за рубежом выпускников образовательных учреждений;

      ·    помощь в трудоустройстве молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы;

      ·    проектирование новых форм занятости в системе непрерывного образования и досуга т.к. роль досуговой сферы в формировании ценностно-нормативных ориентациях молодёжи не менее важна, чем роль образования.

8. Поддержка молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Это:

      ·    предоставление молодежным организациям льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства;

      ·    содействие молодежным организациям в разработке учредительных документов;

      ·    разработка условий по предоставлению одноразовых субсидий для поддержки проектов в интересах молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

9. Формирование социально активного типа личности. В городе должны быть созданы условия для формирования предпринимательского типа личности, способной к творческой самореализации своих сущностных сил в профессиональной деятельности, сфере досуга, семейных отношений.

10. Создание условий для самореализации молодых людей:

      ·    Создание системы постоянной социальной ( производственной, досуговой, добровольческой и др.) практики молодых людей – общественных организаций, клубов, молодёжных акций и т.п. Молодому человеку должен быть предоставлен максимально широкий спектр видов занятий, предполагающий тренинговое участие и осознанный выбор своего дела в последствии;

      ·    Обеспечение общественного одобрения лидирующих в творческом и организационно-управленческом отношении отдельных личностей и групп, то есть удовлетворение одной из наиболее важных социальных потребностей – потребности в признании важности и позитивной значимости выбранного дела для городского сообщества;

11. Поддержание и развитие многоуровневой системы образования:

        ·   Расширение спектра специальностей, что позволит, обеспечит подготовку необходимых городу специалистов в рамках собственных учебных заведений;

        ·   Обеспечение регулярной переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требования информационного общества;

        ·   Развитие принципиально нового направления в образовательной деятельности -системы тренингов по повышению социальной активности молодёжи, развитию её предпринимательских инициатив.

12. Привлечение на постоянное место жительства или в порядке культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств, чтобы преодолеть негативные демографические процессы, за счёт расширения возможностей профессиональной самореализации, создание приемлемых условий решения жилищных проблем, демонстрации реальных перспектив развития города, формирование городских традиций и внешнего имиджа города Челябинска.

13. Вовлечение молодёжи в управление городом:

      ·  Вовлечение молодёжи в социально полезную и ответственную деятельность;

      ·  Установление новых, более действенных оснований идентификации личности с городом;

      ·  Формирование у молодёжи организационно-управленческого опыта, а в структурах городского управления – кадрового резерва.

Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, не подтвердилась. Концепция молодёжной политики г. Челябинска выделяет приоритетные направления работы с молодёжью, в которых определены организационно-управленческие условия и ресурсы, необходимые для успешной социализации молодёжи в городе. В целом, акт отражает социальные реалии и проблемы молодёжной среды, несмотря на то, что Концепция была утверждена 14 лет назад. Но, к сожалению, Концепция носит рекомендательный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, и имеет содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов-программ и проектов, которые, к сожалению, носит принципиально межведомственный характер.

Концепция молодёжной политики является руководством к действию для всех организаций и учреждений муниципального подчинения, а также ориентиром для любых юридических и физических лиц, административно не подчинённых органам городского самоуправления, но не все они имеют стремление и возможности участвовать в решении проблем молодёжи города Челябинска.

Механизм реализации молодёжной политики г. Челябинска

Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, в силу своих психологических характеристик, недостатка жизненного опыта, и многих других причин не способна самостоятельно принимать ответственные решения.

Поэтому необходимо взять процессы социализации молодёжи под государственный контроль, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не представляла угрозу обществу в настоящем.

Концепция молодёжной политики г. Челябинска, а именно её приоритетные направления, отражают современным потребностям молодёжи. На сегодняшний день необходимо создать механизм организационного обеспечения приоритетных направлений, которые представлены в Концепции.

Проанализировав Концепцию, мы предполагаем, что метод проектов сможет полно реализовать направления молодёжной политики г. Челябинска представленные в данном акте.

На наш взгляд, метод проектов может реализовываться через привлечения молодёжи к разработке молодёжных проектов и программ, которые в дальнейшем будут их реализовывать на практике. Это позволит представителям молодого поколения получать возможность самостоятельно решать свои проблемы, разработав механизм их сглаживания или устранения. При этом в процессе воплощения своих собственных проектов, они получают широкую возможность максимально реализовывать свои профессиональные и иные социально-значимые потребности, повышать свой уровень политической культуры, данная деятельность так же даёт возможность получать новый опыт.

В рамках предложенного подхода целесообразно создание при Управлении по делам молодёжи г. Челябинска Центра социального проектирования.

Предполагается, что Центр социального проектирования будет решать ряд проблем:

      ·    Содержательное наполнение молодёжной политики, т.е. разработка и реализация соответствующих программ и проектов;

      ·    Организационное обеспечение приоритетных направлений.

Цель Центра социального проектирования: оказание учебной, консультативной и организационно-управленческой помощи молодёжи в разработке и реализации конкретных проектов и программ.

Задачи, которые будет решать Центр социального проектирования:

- информирование молодёжи о своей деятельности;

- организация учебного процесса, по образовательным программам в области социального проектирования, для молодёжи;

- консультирование молодёжи;

- оказание организационно-управленческой помощи молодёжи.

Статус Центра – муниципальное учреждение. Исходя из этого финансирование Центра предполагается осуществлять из муниципального бюджета.

Важнейшим направлением работы Центра будет являться информационное обеспечение деятельности данного Центра. Необходимо создать условия максимальной информированности молодёжи города о данной организации. Формирование единого информационного пространства обеспечит включение молодёжи в «работу». В рамках данного обеспечения предполагается расширение связей со СМИ, а именно освещение данного Центра во всех СМИ. Также необходимо создать информационный сайт, где будет расположена полная информация о деятельности, основных задачах Центра, его координаты и нормативно-правовые акты данной организации.

Наличие множества молодёжных проектов само по себе не определяет их социальной значимости и эффективности. Для повышения отдачи от реализации молодёжных программ и проектов необходима открытая и экспертная системы оценивания, предлагаемых к реализации проектов и программ. Открытая система оценивания будет заключаться в обсуждении на форуме сайта Центра предложных проектов. Для экспертной системы оценивания, мы предлагаем сформировать штат из специалистов по разным направлениям деятельности молодёжной политики, а так же будет включать в себя ряд специалистов в области юриспруденции, специалистов по информационному и документационному обеспечению управления.

Для создания эффективной системы функционирования Центра следует создать механизм координации его деятельности. Следует обеспечить систему координации и взаимодействия с субъектами молодёжной политики города. Необходимо установить обмен опытом и информацией с независимыми органами и политическими органами, в ходе таких мероприятий как конференции, семинары, собрания и т.д.

В том случае, если будет обеспечена информационная и организационная поддержка молодёжных инициатив и открытая профессиональная экспертиза, существует реальная возможность создания эффективного механизма реализующего молодёжную политику. Общим критерием проектов, является получение конкретного, измеримого социально-значимого результата, обеспечивающего решение или сглаживания молодёжных проблем. Такая «прозрачность» эффективности проектов, позволит найти общие интересы в плане объединения финансовых средств государственных, общественных и предпринимательских структур.

Работа предложенного нами Центра позволит поддерживать наиболее значимые для города и его молодёжи виды и направления деятельности, обеспечивающие получение максимальной отдачи в решении молодёжных проблем. При сохранении полного равенства в инициативах молодёжи и отсутствии жёсткой регламентации форм их проявления, система экспертизы даст возможность рационального использования финансовых и иных ресурсов города.

Концепция молодёжной политики г. Челябинска выделяет приоритетные направления работы с молодёжью, в которых определены организационно управленческие условия и ресурсы, необходимые для успешной социализации молодёжи в городе. В целом, все направления отвечают современным потребностям молодого поколения, несмотря на то, что Концепция была утверждена 14 лет назад. Но, к сожалению, Концепция носит рекомендательный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, и имеет содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов-программ и проектов, которые, к сожалению, носит принципиально межведомственный характер.

Концепция молодёжной политики является руководством к действию для всех организаций и учреждений муниципального подчинения, а также ориентиром для любых юридических и физических лиц, административно не подчинённых органам городского самоуправления, но не все они имеют стремление и возможности участвовать в решении проблем молодёжи города Челябинска.

Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, в силу своих психологических характеристик, недостатка жизненного опыта, и многих других причин не способна самостоятельно принимать ответственные решения.

Поэтому необходимо взять процессы социализации молодёжи под государственный контроль, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не представляла угрозу обществу в настоящем.

Для решения, ранее поставленной нами, проблемы, целесообразно создание при Управлении по делам молодёжи г. Челябинска Центра социального проектирования.

Предполагается, что Центр социального проектирования будет решать ряд проблем:

      ·    Содержательное наполнение молодёжной политики, т.е. разработка и реализация соответствующих программ и проектов;

      ·    Организационное обеспечение приоритетных направлений.

Работа предложенного нами Центра позволит поддерживать наиболее значимые для города и его молодёжи виды и направления деятельности, обеспечивающие получение максимальной отдачи в решении молодёжных проблем. При сохранении полного равенства в инициативах молодёжи и отсутствии жёсткой регламентации форм их проявления, система экспертизы даст возможность рационального использования финансовых и иных ресурсов города.