Молодежная социальная политика

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные, ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества. Молодежь всегда требовала повышенного внимания общества. Достаточно назвать лишь три группы причин:

Во-первых, молодежь уже сегодня формирует и несет в себе образ будущего, а потому несет особую ответственность за развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучие стариков, конкурентоспособность страны в мировом сообществе.

Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений [11, c.119].

В-третьих, как всякая реальная социальная группа, молодежь с необходимостью должна иметь собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с "вакансиями" общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации. Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика призвана обеспечить: стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; становление патриотов своей страны, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы; формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии; разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиции, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов [12, c.70].

Недостаточную роль играют и молодежные объединения, в силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодежи, организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении своей профессионально заостренной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет то, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт решения проблем молодых людей.

Работающая молодёжь, как одна из категорий молодёжи, тоже подвержена влиянию негативных тенденций, имеющихся в обществе с одной стороны, а с другой стороны, работающей молодёжи, хоть и в меньшей степени, присущи те же проблемы, что и всей молодёжи в целом.

У молодёжи, занятой в процессе трудовой деятельности, тоже наблюдаются такие явления, как алкоголизм, наркомания, девиантное поведение. Молодой человек может проживать в неблагополучной семье или иметь в семье инвалида.

Пока такие люди несовершеннолетние или вовлечены в процесс учебной деятельности, их положение подлежит определённому отслеживанию со стороны соответствующих структур, но когда молодой человек вступает на путь трудовой деятельности, считается, что он приобрёл независимость, самостоятельность и может обойтись без помощи и поддержки.

Необходимость введения в штат на предприятиях должности специалиста по социальной работе стала очевидна в последние годы, но если крупные предприятия численностью рабочих более 10 тысяч идут на такие меры, то на предприятиях, где численность рабочих не достигает 5 тысяч, это по-прежнему остаётся недоступной роскошью. Социальная работа на промышленном предприятии является новой отраслью деятельности. Она призвана придти на смену институтам по воспитанию молодежи существовавшим ранее в общегосударственном масштабе.

Таким образом, в современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

  ·  обеспечения преемственности поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодежи: создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

  ·  содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

  ·  воспитания и образования молодежи;

  ·  реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;

  ·  использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

  ·  создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

  ·  недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Государственная молодежная политика в современных условиях должна рассматривать исключительно, как механизм управления процессами социализации молодежи в интересах самого государства, его поступательного и непрерывного развития.