Молодежь как особая социальная группа

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения. Причины всего этого: социально – экономический кризис в нашей стране, который ухудшил положение наиболее уязвимых групп населения, к которым относится молодежь, и поставил ее в конфликтные противоречия с обществом.

Понятие «молодежь» ассоциируется не только с будущим, но и с настоящим. Россия вступает в 21 век в состоянии затянувшегося кризиса. Это не может не отразиться на механизме общественного воспроизводства, в котором молодежи принадлежит главная роль. Реализуя воспроизводственную, инновационную и трансляционную функции, каждое новое поколение интегрируется в общество, заполняя различные позиции в его структуре. Это зависит как от способностей самой молодежи, так и от тех возможностей, которые ей предоставляются обществом.

Социальная работа с молодежью в нашей стране, и во многих других странах, является частью государственной политики, которая реализуется через Концепцию государственной молодежной политики, и предполагает решение проблем, возникающих в молодежной среде. И здесь неизбежны противоречия: с одной стороны существует понимание важности разрешения проблем молодежи на современном этапе развития, но с другой стороны, исходя из сложных экономических условий, в которых развивается наше общество, недостаточное финансирование тормозит реализацию программ и мероприятий, через которые осуществляется молодежная политика. В 1990-е годы решением многих проблем, возникающих в молодежной среде, начинают заинтересовываться общественные молодежные организации, которые реализовывают свою деятельность в различном направлении.

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 1990-е годы оказали противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Это обуславливает формирование изучения групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев в становлении нового общества.

Усиливающая дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков ее целостности. Так, в докладе Правительству Российской Федерации о положении молодежи в 1996 году констатировались факты, что как бы высоки ни были отрицательные среднестатистические показатели по проблемным для молодежи зонам деятельности, они не позволяют сделать вывод о тотальном характере молодежных проблем. В реальной обстановке механизмы человеческой солидарности помогают молодым людям преодолеть те или иные жизненные обстоятельства. На всех уровнях – местном, региональном и федеральном – есть возможности корректировки социально-экономической политики с учетом, как общих потребностей молодежи, так и потребностей ее различных социальных и возрастных групп.

Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе комплекса специфических молодежных проблем [5, c.90].

Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно – исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно – мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, молодежь – это особая социально-демократическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества [23, с.233].

Вот такое определение молодежи дает известный отечественный социолог И. С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально – историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [9, с.172].

Поэтому среди факторов социологического определения понятие «молодежь» исследователями выделяются следующие:

  ·  специфика социально-демографической группы;

  ·  возрастные границы и социально психологические особенности;

  ·  специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения;

  ·  процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации;

  ·  процесс самоидентификации молодежи (самоопределение как специфической группы).

Общепринятые для отечественной социологии границы понятия «молодежь» определены в интервале от 15 до 29 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы. Условно: подростки – до 18 лет, молодежь – 18-24 года, «молодые взрослые» – 25-29 лет. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей.

Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширение границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Современная молодежь как социальная группа характеризуется не только некоторыми особенностями, но и общими чертами. Падение рождаемости в РФ привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних. Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. Молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени (53,7% – 1997 год, 57,4% – 1998 год 60,1% – 2002 год) движущей силой коренных преобразований в обществе. Именно ценностные ориентации соединяют молодое поколение в социальном пространстве. Именно поэтому возрастает необходимость знания специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Вместе с тем достаточно оснований для того, чтобы рассматривать молодежь в единстве ее объективных и субъективных характеристик, как целостность в соотнесении с другими социально- демографическими поколениями. В качестве интегрирующих факторов могут рассматриваться: единые границы социального развития, процесс социализации, обретение в целом близких содержанию форм жизни, социального статуса, ценностных ориентации. Доминирующим моментом в изучении молодежи как целостной системы является поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества [14, c.118].

Таким образом, из всего многообразия подходов к определению «молодежь» можно выделить следующие:

1. Стратификационный: особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями.

2. Социализационный: период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности – самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности.

3. Ролевой: «особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей взрослых».

4. Субкультурный: группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

Конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности выражается в том, что относительно 1990 года удельный вес молодежи с высоким уровнем профессионального статуса сократился в 2000 году более чем в полтора раза. Это означает, что воспроизводство профессионально-квалификационного потенциала входят в противоречие с его эффективным использованием, работают в соответствии с полученной профессией – 35,6% молодежи, работают по другой специальности или не имеют ее – 45,2%, работают по сходной специальности – 19,2%.

Таким образом, можно сделать вывод, что целостный подход к изучению социального статуса выявляет ряд существенных противоречий, находящихся на стыке молодежь – общество. Несоответствие профессионального состава и образовательной подготовки, уровня образования и экономической зависимости от родительского поколения, включенности в структуру управления, участия в принятии решений, растущего самосознания и неравенства возможностей, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений нынешнего поколения молодежи и общества [15, c.110].

Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.

Основной проблемой молодежи в условиях реформируемого российского общества является проблема ценностного самоопределения. О стремлении социологов осмыслить эту проблему свидетельствует множество публикаций последнего времени. Так, изучению проблемы ценностных ориентации молодежи посвящен исследовательский проект «Динамика ценностных ориентации молодежи России XX века» [19, с.24]. А также ряд работ последнего времени таких исследователей как М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, Л. А. Гусейнова, Б. А. Ручкина, Р. З. Саралиевой и других. Анализу ценностных ориентации молодого поколения на региональном уровне посвящено коллективное исследование «Социокультурный портрет молодого тагильчанина (7 лет спустя)» [6, с. 12].

Молодежь 1990-х годов – это молодежь эпохи кризиса. Широкий ракурс анализа кризиса общества позволяет полнее реализовать поколенческий подход в юнологии. Общепоколенческие проблемы современной молодежи, порожденные кризисом, выглядят следующим образом: – изменения моделей участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности; растущая отчужденность между поколениями в связи с сохранением стереотипов патернализма в отношении к ней; растущая дифференциация самой молодежи; преодоление футурологических ориентации (молодежь – это будущее) и распространение ноувистских, сиюминутных настроений, что лишает молодежь реальной перспективы; сложность социальной адаптации в современном мире, перспективы развития которого связаны с новыми технологиями; развитие достаточно автономной «молодежной культуры» и ее растущее влияние за рамками молодежной среды;

Ценностные ориентации современной молодежи отражают низкий статус регламентированных и реальных ценностей со стороны общества. Таким образом, молодежь противопоставлена обществу самим обществом. Это выражается в привилегии возрастного ценза, но низкого материального статуса молодежи. Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и коррекционного воздействия отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация – за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств, невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности, а также возникновение новых потребностей. Результаты исследований позволили сделать некоторые общие выводы. Не выявлено каких-либо специфических «ценностей поколения». В отличие от взрослых поколений, которые знали, как «должно быть», современные молодые люди имеют более разнообразные взгляды, приоритеты и предпочтения (среди которых, однако, преобладают материальные блага). При этом современную молодежь отличает более позитивный, чем у старшего поколения, настрой: они практически не жалуются, в большей степени рассчитывают на себя, нежели на помощь извне (особенно от государства). Менее всего молодые люди интересуются жизнью общества и политикой.

Проводимые А. Л. Маршаком и другими учеными на протяжении многих лет социологические исследования молодежной культуры позволили эмпирическим путем установить наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи. По ним можно определить внутреннюю динамику субкультуры молодежи. В системе досуговой деятельности превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства. Социологи предполагают, что отечественные молодежные субкультуры результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового. Таким образом, можно отметить преобладающую тенденцию на трансформацию молодежной субкультуры, что не может отразиться на содержании субкультурных связей социально дезориентированных слоев молодежи.