Направления в развитии социологии

В некоторых исследованиях идеи науки об обществе пытаются обнаружить еще раньше, начиная с Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей и даже в мифологии.

Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX века, были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественный этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении - каждый человек становится субъектом исторического процесса. А этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном французской (в конце XVIII века), которая провозгласила свободу, равенство, братство всех людей независимо от каких-либо социальных признаков. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли каждого человека, всех без исключения людей посредством изучения их сознания и поведения как активных участников социальных, политических, экономических, культурных изменений.

Важнейшими особенностями новой науки стали: отказ от хронологического описания событий, опора на выводы естественных наук, анализ реальных фактов.

Основоположником социологии принято считать О. Конта, он сумел обобщить и по-новому увидеть те, складывающиеся процессы и явления, которые были характерны для конца XVIII - начала XIX века. Именно с его положений о социологии начинают исчислять первый этап - этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи плеяды блестящих мыслителей. Социологическая теория, созданная Контом, состояла из «социальной статистики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Идеи других социологов основаны более на биологических особенностях человека и общества в целом.

Исходя из принципиальных представлений об идеях социологов, можно сделать вывод, что социологов XIX века гораздо больше волновали общие вопросы, касающиеся структуры общества, законов и тенденций его развития. В качестве основного материала для выводов они использовали данные этнографии и исторические сведения о жизни различных народов. В целом, в основе их рассуждений лежала идея прогресса, идея социальной эволюции, что позволяло им делать широкие и смелые обобщения. Но, стремясь проследить закономерности прогресса, они слабо представляли качественное своеобразие этапов общественного развития. Позитивистская социология, абстрагируя различные функции общественной жизни, превращала их в самостоятельные силы. В зависимости от того, какой фактор признавался главным, в социологии XIX в. сформировалось несколько соперничающих друг с другом направлений.

Классическая зарубежная социология

Начало XX в. внесло существенные поправки в представления о том, что объектом и предметом социологии является общество. Слышалось все больше критических замечаний, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать в себя данные всех других наук об обществе, и на этой основе делать глобальные, обобщающие выводы. Кроме того, следование строгой логике причинно-следственных связей, которой придерживалось большинство позитивистов, не могло удовлетворить потребность во всестороннем и глубоком познании окружающего мира.

Первым, кто усомнился в претензии социологии изучать общество в его целостности и многообразии, был Э. Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. По его мнению, только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция. Вообще, можно сделать вывод, что ученый сделал решительный шаг к изучению человека как социального существа. Не менее последовательным критиком «всеобъемлющих» претензий на изучение общества стал Г. Зиммель (1858-1918), который предложил свою концепцию, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.

Социология, по его мнению, изучает чистые формы «социации» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития. За ним последовал М. Вебер (1864-1920), труды которого представляют уникальный по своему замыслу и исполнению сплав исторического и социологического знания. Вебер противопоставлял естествознание и общественные науки, как по методу, так и по содержанию. Он не отрицал применимости к общественным явлениям методов точных наук, но подчеркивал, что их функции в обществоведении иные, чем в естествознании. Кроме того, Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Считал, что такие сложные понятия, как «капитализм», «религия», «государство», могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. И, наконец, он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства, что позволяет его считать одним из создателей политической социологии.

Среди представителей нового этапа в развитии социологической мысли нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, таким как физика, химия, астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути, он сформулировал основные требования эмпирической социологии.

Велико и значимо научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли - П. А. Сорокина (1880-1968). Он с позиций интегральной социологии предложил и обосновал ее понятийный аппарат: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.

Крупным научным достижением Сорокина стала разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы. В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на перемещение людей в обществе, как по горизонтали, так и по вертикали. Сорокиным были также проанализированы социально-культурные факторы развития человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.

Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала ХХ века было то, что они доказали ограниченность и несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей, личность во всем многообразии ее социальных действий и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты. Классическая социология в лице названных ученых, их школ и их учеников окончательно конституировалась как наука, вычленив свое место и назначение в системе других социальных наук, и заложила основы для своего дальнейшего развития и дифференциации социального знания.

Социология в России в XIX - начале XX века

Социологическая мысль России складывалась в рамках других социальных наук. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Географическое. Наиболее ярко представлено Л. И. Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических условий и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества - от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям. Второе направление - органическая школа - воплощено в трудах Е. В. де Роберти (1843-1915), П. Ф. Лилиенфильда (1829-1903). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий. В свою очередь, взаимодействия подразделяются на четыре большие группы - науку, философию, искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в экономике, праве и политике.

Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области права - Н. М. Коркунову (1853-1904), Л. И. Петражицкому (1867-1931), Б. Н. Чичерину (1828-1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги социологов-юристов, состояли в том, что они дали обязательный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и социального поведения. Марксистская школа обоснована В. И. Лениным (1870-1924), Н. А. Бердяевым (1874-1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Так, А. А. Богданов (1873-1928), говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную связь с одной из наук о природе - биологией. Он много времени посвятил разработке теории социальной адаптации и социальной революции.

У М. И. Туган-Барановского (1865-1919) наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические, религиозные. Идеи В. И. Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства.

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее ярким представителем, которой был П. Л. Лавров (1823-1900). Так, по мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Иначе говоря, почти все социологи России в XIX - начале XX века прямо или косвенно выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот феномен в качестве основного объекта социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной жизни являются важнейшей характеристикой состояния, и развития отечественной социологии в этот период времени.

Советская и российская социология

Сразу после Октября 1917 ведущей социологической мыслью стало марксистское направление. Под влиянием Н. И. Бухарина (1888-1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом.

Сначала социология получила поддержку, потому что это была официальная позиция, выраженная В. И. Лениным в его проекте развития социалистической академии, в котором он ставил вопрос о социальных исследованиях. Но с конца 1920 г. развитие социологической мысли было прервано. До конца 1950 г. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Преследованию также подверглись и естественные науки - кибернетика и генетика. Начиная с конца 50 гг. ХХ века, социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации социологических исследований. Первые шаги были сделаны посредством социологического образования. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе. Однако официальное признание социологии в конце 1950 г. сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете, ей отказывали в суверенности, в относительной независимости.

Становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. В целом к началу XXI века российская социология сделала серьезный прорыв в познании социальной реальности и ее особенностей в условиях происходящих кардинальных изменений.