Направления и пути выхода России из демографического кризиса

Демографическая ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей”. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер[12].

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство, национальный проект “Здоровье”. В 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

А также мер только по увеличению финансирования медицины недостаточно для увеличения демографического кризиса в России. Разумеется, это направление развивать обязательно надо, это добавит несколько лет жизни россиянам, в особенности непьющим. Однако дорогостоящие меры такого рода будут малоэффективными, пока не будут устранены основные "черные дыры", в которые с огромной скоростью "уходит" население России: крепкие спиртные напитки и тяжелые наркотики. Как показывает история Венгрии 1970-80-х гг. и Северной Европы XIX в., экономический рост сам по себе также не является панацеей от демографических проблем. Решение демографического кризиса требует радикального снижения россиянами потребления крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, желательно в сочетании со снижением уровня потребления алкоголя и наркотиков, в целом. Это позволило бы немедленно остановить вымирание России. Конечно, борьба с алкогольной и наркотической смертностью должна сочетаться с увеличением финансирования здравоохранения, целенаправленными мерами по стимулирования рождаемости и разумной миграционной политикой. В этом случае можно было бы рассчитывать на полное решение российского демографического кризиса в долгосрочной перспективе.

Как показывает мировой опыт, существуют следующие меры, помогающие эффективно снизить потребление крепких алкогольных напитков: увеличение цены на алкоголь, уменьшение физической доступности алкоголя, запрет на продажу алкоголя в определенные часы, ограничение на объем алкогольной продукции, отпускаемой в одни руки и снижение спроса: работа с общественным мнением, информирование потребителей о его реальном вреде, профилактика и лечение алкоголизма.

Одной из наиболее действенных мер, позволивших снизить уровень алкогольной смертности во многих странах, является регулирование цены на алкоголь, в целом, и крепкие алкогольные напитки, в частности. Эконометрические исследования показывают, что спрос на алкоголь, как и на большинство товаров, обладает ценовой эластичностью (т.е. увеличение цены алкогольных напитков приводит к снижению их потребления). 

Необходимо также снижать спрос на алкоголь путем информирования потребителей о реальном вреде алкоголя и, особенно, крепких алкогольных напитков. Как показывают многочисленные исследования в западноевропейский странах, пятиминутная лекция о вреде алкоголя лицам, попавшим в больницу по любому поводу с повышенной концентрацией алкоголя в крови способствует снижению потребления алкоголя на 25%.

В общем и целом, необходимо начать масштабную общественную дискуссию в научных, интеллектуальных и политических кругах, а также в СМИ, в ходе которой и должны определиться контуры алкогольной политики, подходящей для России.

Алкогольная и наркотическая сверхсмертность в России и соседних государствах достигает таких масштабов, что речь идет о самой настоящей гуманитарной катастрофе. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от опасности, серьезность которой они до конца не представляли. Десятки тысяч молодых людей приобщаются к героину и амфетаминам, просто не осознавая, что тем самым преступают роковую черту, шагая в большинстве случаев навстречу СПИДу и неизбежной смерти. В то же время представители интеллектуальной и правящей элиты ведут между собой оживленные дискуссии о судьбах России, не замечая страшной реальности. Между тем, как показывает мировой опыт, прекратить эти бессмысленные человеческие потери можно и нужно. Компетентные и целенаправленные действия способны существенно снизить потребление тяжелых наркотиков, крепких алкогольных напитков и алкоголя, в целом. Интеллектуальная и правящая элиты должны как можно скорее приложить усилия к обсуждению, выработке и внедрению эффективных программ по борьбе с потреблением алкоголя и наркотиков, особенно крепких алкогольных напитков и инъективных наркотиков, и остановить тем самым вымирание россиян[33].

В сегодняшнем российском обществе невозможно применение мер командно-запретительного характера, но в то же время существует множество способов повлиять на демографическую ситуацию, не прибегая к ним (исключение составит лишь принятие запрета на рекламу абортов в СМИ и введение определенных ограничений на хирургическую стерилизацию).

Выходу из демографического кризиса, помогут следующие меры:

1. Коренное изменение концепции государственной демографической политики.

2. Анализ всех принимаемых законодательных и нормативных ведомственных актов в свете проблемы демографической безопасности.

3. Поручение Комитету по демографии проведения кадровой политики в отношении государственных служащих, влияющих на демографическую ситуацию. Для этого при региональных полномочных представителях Президента в Федеральных округах могут быть созданы должности заместителей представителя Президента по демографической политике.

4. Формирование градостроительной концепции страны в соответствии с демографическими интересами государства; поощрение частного домовладения. По статистике, семьи, проживающие в частных домах, как правило, имеют больше детей, чем живущие в городских кварталах.

5. Создание службы по усыновлению детей, от которых отказались родители после их рождения. Причем необходимо взыскивать с родителей алименты в пользу этой службы и усыновителей.

6. Возращение традиций и ценностей многодетного материнства, а для этого необходима поддержка государства, которая будет направлена на обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации

7. Отмена программы "Планирование семьи". Прекращение деятельности РАПС и других структур подобного рода, являющихся антигосударственными организациями, ведущими демографическую войну против России (эти организации допускают в своей работе столь многочисленные нарушения закона, что для запрещения их деятельности на основании действующего законодательства достаточно простого судебного разбирательства).

8. Прекращение финансирования всех мероприятий по контролю над рождаемостью: абортов, рекламы и раздачи противозачаточных средств, деятельности организаций, занимающихся их распространением. Государственное финансирование центров планирования семьи и абортов является скрытой формой давления на женщину, ограничивающего ее свободу выбора, а также свободу налогоплательщиков, которые не хотят оплачивать из своего кармана право на "безопасный секс", половое просвещение с 5 лет или убийства во чреве матери. Феминистки, выступающие за разного рода "свободы", без конца твердят, что женщина должна сама решать, сколько ей рожать детей. Этот либеральный лозунг можно расширительно истолковать и в смысле недопустимости оказания давления на женщину, чтобы принудить ее отказаться от деторождения.

9. Жесткий регламент условий, при которых разрешается производство абортов, и введение на него государственного лицензирования. Разрешение осуществлять аборты только государственным учреждениям здравоохранения. Женщине, решившей сделать аборт, должны предоставляться обязательные консультации с социальным работником, представителями религиозных и благотворительных организаций, а также медицинская консультация о вреде аборта. Не мало важным является оказание необходимой психологической, духовной и материальной помощи.

10. Обязательное отчисление части прибыли от производства абортов на противоабортную пропаганду.

11. Отмена существующих нормативных актов, регулирующих стерилизацию; исключение стерилизации из списка методов контроля над рождаемостью и контрацепции. Внесение поправки к действующему законодательству, предусматривающей наказание за стерилизацию, проведенную в нарушение установленного порядка. Введение срока ожидания (не менее полугода) на проведение этой операции, с надлежащим оформлением документов, что сделает невозможным так называемую послеродовую стерилизацию, когда женщина в состоянии послеродового шока под давлением врачей дает согласие на стерилизацию. Рассмотрение вопроса о возможной стерилизации алкоголичек, наркоманок и т. п.

12. Тщательная проверка всех гормональных противозачаточных средств на вредность. Многие из них опасны для здоровья, что признается даже самими производителями.

13. Изменение информационной политики, в частности:

- проведение многолетней рекламной кампании в СМИ, направленной на формирование положительного образа семьи, имеющей детей, в том числе многодетной;

- включение противоабортной рекламы на ТВ в 5-процентный лимит бесплатной социально значимой рекламы;

- запрет на рекламу абортов в СМИ (поправка к закону о рекламе лекарственных средств и медицинских услуг);

- отношение к любой деятельности, направленной на рекламу противозачаточных средств (в виде различных благотворительных фондов и организаций), как к коммерческой, без освобождения ее от налогов. Введение регламента на размещение рекламы противозачаточных средств, исключающего оказание давления на человека и оскорбление его личного достоинства (как-то размещение рекламы противозачаточных средств в общественных местах, школах и детских учреждениях);

- прекращение трансляции порнографии и ограничение эротики путем законодательного регулирования, кадровых назначений, переговоров с руководителями частных СМИ;

- запрет на рекламу табачных и вино-водочных изделий (существующий во многих странах), как вредных для здоровья населения;

- введение в школах предмета "Семья" в традиционном для России понимании этого важнейшего фактора процветания государства;

- создание учебника для педагогических учреждений всех уровней совместно с Русской Православной Церковью.

Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения.

При условии сохранения существующих тенденций распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян, проживающих в европейской части страны, при сокращении населения северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 годы численность населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7,6%, северных и приравненных к ним территорий - на 12,0%. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселения азиатской части России, приграничных регионов, что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Так, Н. М. Римашевская полагает, что 2015 г. численность населения страны будет меньше на 10-12 млн., т.е. составит 132-134 млн. человек. На период до 50-х годов XX века, по словам, ещё более неутешительные, «страшные прогнозы». Их конкретизировал Л. Л. Рыбаковский. Он считает, что к середина века россиян останется около 120 млн. ( с 8-го места в мире по численности населения Россия переместится на 14-е). В США же за это время популяция увеличится на 75 млн. человек[31]. Профессор Б. С. Хореев в своих прогнозах был еще более пессимистичен: по его мнению, тенденция сейчас такова, что к 2050 г.численность населения России может упасть до 93 млн., что приведет к утрате им геополитического контроля над территорией[33]. По словам А. Е. Сурина (Госкомстат), в 2015 г. население составит: по одному варианту расчётов – 134 млн., по другому – 125 млн. человек. Ученые выражающие конфессиональные взгляды на демографические вопросы, критически не воспринимают количественные показатели прогнозов, полагая, что в них не учтено влияние духовных факторов, в том числе религии. Представитель Совета муфтиев России, например, выразил сомнение в том, что «будет так, как рассчитал Госкомстат». Проблема, однако, не сводится к негативным количественным показателям. Из прогнозов ученых также следует, что российский народ в первой четверти века постареет, увеличится диспропорция полов, возрастает доля старшего поколения, ухудшается и другие качественные характеристики населения (физическое и психическое здоровье, образовательно-интеллектуальный уровень и т.д.).

Не менее важно является для преодоления демографического кризиса – сокращение смертности населения. Необходимо не дать молодым умереть раньше срока. Для этого требуется не только хорошо знать социальные и биологические механизмы развития сверхвысокой смертности, но и управлять ими. Вероятнее всего, она обусловлена сломом динамического стереотипа высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову). Сегодня в России для снижения смертности недостаточно только борьбы с алкоголем, травматизмом, курением и наркоманией, а также агитации за здоровый образ жизни. Такие напасти, как алкоголизм, курение, травматизм, голод, беспризорничество, имели место и после Великой Отечественной войны, но в самосознании народа-победителя господствовала установка не долгую, счастливую жизнь. Сейчас внутренняя установка не долгую жизнь имеется далеко не у всего трудоспособного населения и не у всей молодежи. Для преодоления этого трагического пробела в самосознании, по-видимому, необходима сильная трудовая мотивация.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, но силах улучшить бедственную ситуацию в России. Преодоление демографического кризиса - задача, решение которой вполне осуществимо в течение нескольких лет, что в свою очередь, требует проведения целого ряда последовательных, комплексных мероприятий, направленных на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни населения, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни. Реального результата можно ожидать через несколько лет после принятия рекомендуемых здесь мер.