Научный подход к проблемам постпенитенциарной реабилитации

Разработку научного подхода к проблемам постпенитенциарной реабилитации осужденных ведут многие научные коллективы, но неизбежный недостаток учебных пособий по данной теме выражается в том, что половина этих пособий пишется действующими или бывшими сотрудниками уголовно-исполнительной системы, получившими за время службы определенный негативный опыт общения с осужденными, а другая половина – научными работниками, имеющими достаточно смутное представление об особенностях уголовной субкультуры. Данный недостаток может быть преодолен только с помощью привлечения к составлению программ постпенитенциарной реабилитации, бывших осужденных и лиц, отбывающих наказание в данное время, имеющих как негативный, так и позитивный опыт постпенитенциарной реабилитации. Необходима не сухая строка в анкете человека, вновь совершившего преступление «причины, снова толкнувшие Вас на преступный путь», а вдумчивый анализ жизненной ситуации, обширное исследование данного вопроса. Наиболее полно данную тему раскрывают Е. Я. Тищенко и Г. Н. Штинова (58, С. 158).

Вышеуказанные авторы предлагают комплексное решение всех вопросов, касающихся постпенитенциарной реабилитации. В то же время сама реабилитация, подразделяясь на несколько этапов, позволяет решать конкретные вопросы по мере их возникновения. Перечислим эти этапы:

Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Важность его для социальной реабилитации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления.

Этап усвоения социально полезных ролей связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания, и потому сложен и противоречив.

На этапе правовой реабилитации происходит утверждение в психике освобожденного нужных и полезных взглядов, привычек, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижения целей исправления судимого лица.

Нельзя не согласиться с данным подходом к вопросу постпенитенциарной реабилитации. Необходимо только отметить, что человек, выходящий из мест лишения свободы, испытывает мощнейший психологический стресс. Несколько лет жизни бывшего осужденного прошли вдали от компаний товарищей, от общения с женщинами, от различного рода развлекательных учреждений. Сталкиваясь в своей новой жизни с огнями витрин, различными соблазнами, бывший осужденный теряет верные ориентиры, перестает четко понимать, что надо делать для того, чтобы достичь статуса равноправного члена общества. Не замечать данного аспекта, предполагать, что осужденный, выйдя на свободу, сразу начнет самостоятельно и круглосуточно искать честный заработок и возможности самосовершенствования, в корне не правильно. Работая с осужденными, каждый практический работник осознает, что большинство из них предпочитает маленькие жизненные блага высшим ценностям. Специалисту по социальной работе необходимо четко контролировать данный процесс. Нельзя пытаться полностью запретить человеку, только что вышедшему на свободу, какие-то маленькие слабости. Если специалист по социальной работе попытается это сделать, то он в глазах бывшего осужденного превратится из партнера во врага. В то же время необходим и четкий контроль над бывшими осужденными, желающими влиться в новую жизнь. Необходима некая золотая середина между личной свободой, удовлетворением потребностей, возникших за несколько лет отбывания наказания и твердым контролем, дисциплиной в Центре постпенитенциарной реабилитации.

Выше описанный психологический аспект необходимо упоминать наряду с другими особенностями постпенитенциарной реабилитации.