Независимость и идейное воспитание в Узбекистане

Осуществление коренных интересов народа Узбекистана, его жизненно важных надежд и чаяний, добродетельных намерений связано с молодым поколением. Современное поколение юношей и девушек поведет страну по пути прогресса и благосостояния, приумножат материальную и моральную силу народа.

Известно, что разные поколения людей имеют отличия в эмоциях, стиле мышления, по арсеналу знаний и навыков. В процессе формирования зрелой личности важное место занимают обучение и воспитание. Тем самым формируется духовный облик, степень осознания самого себя, делается оценка пользы или вреда предпринимаемых действий и т.п.

Главная цель здорового воспитания – обучение человека ориентироваться на благородные действия, полезные дела. Одновременно ставится цель – добиваться становления каждой личности как духовно совершенной, обладающей высокими человеческими качествами.

Одним из важных направлений воспитания является идейное воспитание. Это есть процесс во-первых, внедрения в сердце и сознание человека философских, политических, правовых, эстетических, нравственных, художественных, религиозных, профессиональных понятий, взглядов и навыков; во-вторых, объяснения ему вековых противоречий между добром и злом, добродетелью и жестокостью, созидательностью и разрушительностью; в-третьих, последовательное внедрение в его сознание определенных принципов и компонентов идеологии.

На самом деле, всякое воспитание, по своей цели и сути, имеет идейное содержание. В здоровом обществе процесс воспитания в семье, детсаде, махалле, школе, колледже, лицее, университете или академии, на производстве должен направляться на совершенствование духовного мира людей, на обогащение их знаний, на формирование качеств, необходимых для расцвета общества, в котором они живут.

Человек или группа или народ, общество в целом не могут существовать без идеологии. В здоровом обществе не допускается насильственное насаждение идеологии одной социальной группы (политической партии, общественного движения). В стране, где допускается такое насаждение, появляется догматизм, исчезает многообразие мнений, что приводит к духовного обнищанию масс.

Цель здорового идейного воспитания – формирование у каждого члена общества, социального слоя или группы преданности добродетельным идеям, сознания и чувства ответственности реализацию благородных целей, формирование идеологического иммунитета к чужим и вредным идеям.

А это создает возможность появлению новых ценных идей, дающих толчок развитию общества, превращению их в фактор обогащения образа мышления и созидательной деятельности каждого гражданина. Как раз идеология национальной независимости выражает перспективные интересы людей, проживающих в Узбекистане, отражает их самые здоровые мечты и стремления.

Эффект идейного воспитания проявляется в новом мировоззрении, высоком убеждении, твердой вере, в ответственности перед Родиной и народом, патриотизме, самоотверженности и подобных качествах.

Мировоззрение человека – это система убеждений и принципов, формирующихся под воздействием идей. Мировоззрение – совокупность знаний и представлений, приведенных в определенный порядок, в систему. Оно призывает личность к занятию своего места в обществе, к определенным действиям исходя из своих целей и ценностей.

В нашей стране в годы независимости формируются в сознании молодежи: любовь к Родине, национальным ценностям и традициям, благосклонность к родителям, семье и махалле; стремление к овладению профессиями и знаниями.

Убеждение формируется умом и сердцем человека, представляет собой его веру в правду. Эта вера проявляется, обычно, посредством любви его к самым священным ценностям. Например, любовь к Родине. Место человека в обществе и его престиж очень часто определяются его убеждением (убежденностью). Человек, не верящий ни во что, слабый по своей убежденности, не имеющий ясной цели, часто меняет свои взгляды, легко попадает под влияние чужих идей, причиняет вред не только себе, но и окружающим.

Убежденный в чем-либо человек обычно говорить правду. Приступая к исполнению определенных дел, такой человек потратит все силы и таланты на это, доведет до конца начатое дело. Обладатель настоящего убеждения обычно старается к обогащению своих знаний. Он живет точной целью, стремится к совершенству. Убеждение формирует у личности такие качества, как смелость, мужество, самоотверженность, решительность, честность, гуманизм, патриотизм и т.п.

Считать место своего рождения священным, беречь матушку-землю как зеницу ока, честно трудиться для процветания Родины – это признаки истинной веры.

Слово «иймон» (вера) взято из арабского языка и означает доверие. Она является синонимом слова «эътикод» (убеждение). Следовательно, убежденного человека можно считать верящим. В одном из хадисах пророка Мухаммеда сказано: «Любить Родину – от веры». А изменников Родины клеймят позором как неверящих.

Веру не следует рассматривать лишь как религиозное понятие. Всех людей, совершающих полезное и праведное дело, обладающих здоровой моралью можно и нужно называть верящими.

Ответственность есть одна из норм – признаков идейной воспитанности. Она есть также правильное осознание человеком сути возложенных на него задач и обязанностей. Ответственность – это следствие выполнения или невыполнения их. В ответственности заложена степень намерения в процессе реализации возложенных на человека задач.

Ответственность бывает личной и гражданской (общественной). Если личная ответственность – это ответ на личные интересы, то гражданская ответственность, прежде всего, предполагает рассуждение о пользе действий в интересах коллектива, где человек трудится или учится, о благе для махалли и страны. Человек, чувствующий ответственность свободен и самостоятелен в мыслях, он – активен и целеустремленен в действиях.

Гражданская ответственность тоже определяется именно осознанными действиями во имя общества, нации и государства.

Семья, махалля, учреждения образования и воспитания, деятели литературы и искусства, средства массовой информации, трудовые и учебные коллективы, общественные организации являются основными сферами (областями), где внедряются идеи национальной независимости.

Семья.

Мировоззрение личностей, ее навыки, связанные с представлениями и убеждениями формируются, прежде всего, в семье. Семья является в глубоком смысле слова очагом духовности, основным фактором и повседневной средой идеологического воспитания. Первые понятия, относящиеся к идеологии национальной независимости, внедряются в сердце и сознание людей в семье. При этом важное место занимают пример отца и любовь матери. Посредством семьи и ее священных традиций у молодежи формируются навыки преданности и любви к Родине, основы веры и убеждения, признаки ответственности, гуманизма, стремления к знаниям.

Отец и мать.

В известном предании говорится: один отец повел своего сына к устозу (учителю) для получения знаний, профессии и воспитания. Учитель спросил у отца: «Сколько лет исполнилось вашему сыну?» Отец сказал «В этом году ему будет семь лет». Тогда устоз сказал «Вы на семь лет опоздали в воспитании своего сына». В этом предании очень трогательно описаны место и задачи семьи, родителей в отношении детей. В этом отношении надо иметь в виду многие предания, исторические события, а также аяты Корана и хадисы. Чтобы правильно воспитывать ребенка, прежде всего, сами родители должны быть благовоспитанными. Родительство – очень ответственная задача. Необходимо, чтобы воспитание в семье соответствовало интересам нашего общества. Это повышает ответственность родителей. Сами родители должны быть духовно и психологически воспитаны. Необходимо освоение родителями традиций народного воспитания для выращивания добронравственных детей.

Родители считаются ответственными перед обществом за судьбу детей. Беспечное отношение к долгу родительства, недостаточный учет гражданской ответственности в этом отношении, невыполнение гражданского долга затрудняет воспитание детей как полезного обществу, обладающего здоровым убеждением. Воспитать ребенка труднее, чем родить его.

В семейном воспитании мать имеет особое место и значение. Теперь в нашем обществе в основе высокого доверия к женщинам со стороны общества лежат любовь к матерям, почитание каждой из них как венца нашей жизни. Наши прапрабабушки вырастили таких титанов как Мусо Хоразмий, Абу Райхон Беруний, Ибн Сино, Имам Бухарий, Ахмад Фаргоний, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Алишер Навоий, Мирзо Бобур, Бурханиддин Маргиноний и др. Современные женщины, как их наследницы тоже выращивают поколение, не жалеющее сил и энергию, знания и дарования в деле формирования совершенного человека, в процветающей Родине, где царит мирная жизнь и обеспечивается благосостояние народа.

Глубока мысль Руководителя нашего государства о том, что культурный уровень нашего общества и его духовное совершенство определяются отношением к женщине. Можно добавить следующее:

Один из одаренных поэтов, живший и творивший в средние века – Адилбек Шерозий так писал о необходимости науки родителям, особенно детям: «Наука для женщины – украшение. Каждая женщина высвободившая свой ум от глупостей, до конца понимает ценности чести, уважения, естественности и другие истины. Такая женщина не заблудится ни к каком деле. А необразованная женщина допускает разные ошибки в воспитании детей».

Махалля является своеобразной национальной моделью самоуправления. Она содержит особые обычаи и традиции, выполняет важную воспитательную функцию. В махалле внедряются в сознание народа такие добродетели: жить в коллективе, быть на виду в бытовых позитивных и отрицательных ситуациях, воспринимать наставления старших, уважая их. В махаллях, как правило, царит обстановка взаимосогласия и дружелюбия. В махаллях имеются большие возможности для эффективного налаживания идейного воспитания. В них совершенствуются такие качества, как почтение к национальным ценностям, любовь и почет, самоотверженность в борьбе за честь страны и народа.

Махалля имеет важное значение в создании здоровой социальной среды. В ней общественное мнение ставит на чашу весов поведение людей, нормы справедливости. Как отмечал И. Каримов, махалля – аудитория настоящей демократии.

Учреждения обучения и воспитания в нашем Узбекистане являются важными организационными каналами внедрения в сердца и сознания молодежи стратегию развития Узбекистана, целей и намерений народа, основных понятий и принципов идеологии национальной независимости.

В школах, лицеях и колледжах в процессе обучения и воспитания предлагается обращать внимание по следующим направлениям:

- формирование чувства любви к Родине;

- любовь к родному языку;

- уважение к национальным ценностям;

- возвеличение женщины-матери;

- раскрытие места и роли семьи в процессе воспитания;

- обучение молодежи тому, что махалля является аудиторией демократии и школой самоуправления;

- стремление к светским знаниям и формированию передовой культуры, к общечеловеческим ценностям, межнациональной дружбе, толерантности;

- приумножение сведений о том, что правовая культура является важным компонентом здорового мировоззрения.

Все вышеперечисленное нашло свое отражение в Национальной программе подготовки кадров, принятой еще в 1997 году.

Национальные ценности, накопленные в течение веков и передаваемые от поколения к поколению – это бесценное наследие. Сюда входят и обычаи, обряды, праздники. Их необходимо также использовать для внедрения в сознание людей основных идей идеологии национальной идеологии. Особенно большое значение имеют такие праздники и обряды, как Навруз, дни Независимости, Учителей и наставников, Памяти и почести.