Некоммерческие общественные организации

Характер взаимодействия некоммерческих организаций и государства является одним из важных факторов, определяющих текущее состояние и перспективы становления третьего сектора в России. Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют, что взаимоотношения государственных органов и НКО – как на федеральном, так и на региональном уровне являются хотя и не конфликтными, но достаточно проблемными.

Честно говоря, НКО сейчас сильно зависят от власти (даже, несмотря на то, что быть такого не должно). На государственном уровне в последнее время часто обсуждаются вопросы о предоставлении льгот НКО, о стимулировании их развития, об урегулировании налогообложения, но, однако, проблемы взаимодействия НКО и власти всё равно имеют место быть. В частности к ним относятся:

- дискредитация в СМИ;

- проведение проверок Росрегистрацией, налоговой службой, УБЭП, прокуратуры, в том числе синхронных и согласованных;

- отказы в государственной регистрации;

- включение организаций в «черные списки» неблагонадежных, в которыми не рекомендовано сотрудничать государственным органам;

- ликвидация и прекращение деятельности через суд, приостановление деятельности[3].

Ко всему этому можно прибавить и не совсем однозначное отношение к «третьему сектору» со стороны общества.

В частности особое отношение властей ощущают на себе НКО, финансируемые из-за рубежа и часто трактуемые нашим правительством как попытка вмешательства во внутреннюю политику страны[4]

Также в отрицательную сторону сказывается отсутствие социальных заказов со стороны государства некоммерческим организациям. Ведь для того, чтобы начать такие заказы приводить в жизнь, достаточно определить, какие сферы и темы, ранее выполнявшиеся городской администрацией, она могла бы оставить на откуп общественникам, выделить предназначенные для этого средства из бюджета на конкурс, объявить о нем в СМИ, придав большое значение, провести открытый тендер и отбор, а затем осуществлять лишь текущую и конечную оценку реализации проекта. Проверки расходования на первых этапах реализации такой программы должны быть пристрастными, с использованием всех контрольных функций и опубликованием результатов. Так произойдет отбор лучших, определится планка, сформулируются стандарты и наработается репутация – и конкурса, и лучших исполнителей заказа. Несомненно, что, таким образом, авторитет НКО в глазах общества возрастёт, а властям удастся выяснить, какие из них наиболее перспективные.

На основе анализа данных опросов представителей экспертного сообщества, органов власти, руководителей НКО, проведенных на протяжении последних лет, можно сделать вывод об их видении основных источников (первопричин) проблем взаимодействия государства и структур некоммерческих организаций[5].

Респондентами выделяются два основных источника проблем:

• Несовершенная законодательная и нормативная база, регулирующая деятельность структур третьего сектора;

• Состояние общественного сознания; общество и власть еще не в полной мере готовы к независимым (гражданским) институтам.

Текущее российское законодательство, регулирующее деятельность некоммерческого сектора, получило довольно критические оценки, как со стороны экспертов, так и со стороны представителей НКО. Участники опроса акцентировали внимание на отсутствие системности и внутреннюю противоречивость законодательства, его «избыточность», перегруженность и сложность.

Одна из основных претензий к текущему российскому законодательству состоит в том, что оно не способствует развитию некоммерческого сектора и, более того, гражданского общества в стране. Выстраивая не всегда обоснованные жесткие барьеры для расширения деятельности НКО, российское законодательство, таким образом, консервирует текущее состояние «третьего сектора», а не стимулирует его совершенствование и развитие, к чему оно должно было бы стремиться в большей степени.

Согласно оценкам, законодательство ориентировано не на упорядочение деятельности НКО, и уж тем более не на стимулирование их полезной деятельности, а направлено на минимизацию рисков от их деятельности. Образно выражаясь, российское законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, является сегодня «оборонным», а не развивающим («наступательным»).

В экспертном сообществе, да и шире, в общероссийском информационном поле вообще, обсуждается вопрос о «кризисе доверия» как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне различных институтов общества. Это один из главных тормозов национального развития. Вместе с тем, через текущее законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, государство косвенно способствует уменьшению «количества доверия» в обществе, в определенной мере провоцирует недоверие власти к некоммерческим организациям и наоборот. Такое обстоятельство, несомненно, сказывается на отношении общества к НКО, а, следовательно, об их желании работать в «третьем секторе» и взаимодействовать с ним[6].

В таких условиях жаловаться на отсутствие проффесиональной подготовки кадров не стоит, так как НКО в этом плане очень ограничены. Идти работать в «третий сектор» никто не хочет (проблемы с недоверием к некоммерческим организациям, трудностью развития, невозможностью перспективного роста дают о себе знать), а государство к тому же ставит барьеры, ещё более проблему усугубляющие.

Именно гражданские инициативы, гражданский контроль и образование способны сейчас заложить основу правового государства, повсеместного соблюдения законности, защиты прав человека и предотвращения коррупции - наиболее острых проблем, тормозящих развитие страны. С помощью гражданских структур возможна и большая прозрачность государственного управления и, следовательно, повышение доверия граждан к государственным институтам.