Новые технологии управления в сфере социальной помощи

Потребительские субсидии

К первой группе технологий относятся технологии предоставления потребительских субсидий, которые могут использоваться при реформировании региональных и местных систем натуральных льгот. Переход от субсидий поставщикам к субсидиям потребителям направлен на повышение прозрачности бюджетных расходов и прекращение скрытого субсидирования поставщиков услуг, расширение свободы потребительского выбора среди получателей помощи, приведение бюджетных обязательств в соответствие с возможностями бюджета, повышение точности учета получателей помощи. Кроме того, при этом переходе появляется возможность повысить адресность предоставления помощи на основе оценки уровня нуждаемости и, следовательно, повысить результативность помощи. При реформировании натуральных льгот следует помнить, что простая денежная выплата является не единственной формой потребительской субсидии. При применении потребительских субсидий нужно знать о тех административных механизмах, которые повышают качество управления предоставлением денежных выплат.

Технологии конкурсного заказа и бесконкурсного заказа (задания) на социальное обслуживание

Данные технологии, являясь формой прямого финансирования поставщика социальных услуг, могут и должны применяться в тех случаях, где по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно использование потребительских субсидий. В частности, здесь может идти речь об услугах, для самостоятельного выбора поставщика которых сам потребитель недостаточно компетентен (например, реабилитация инвалидов) или не готов (например, реабилитация трудных подростков или помощь психически больным), об услугах экстренного или спонтанного характера (например, телефон доверия или оказание помощи жертвам домашнего насилия), об услугах, где на местном рынке наблюдается нулевая или очень ограниченная конкуренция. Появление четкого предмета заказа создает возможность демонополизации рынка социальных услуг - заказ на выполнение технического задания может быть размещен на конкурсной основе и выдан наилучшему поставщику услуг, включая некоммерческие организации или частных подрядчиков, что повышает качество услуг и оптимизирует бюджетные затраты. Кроме того, наличие четкого технического задания позволяет заказчику проводить полноценный мониторинг поставки услуг, а также последующую оценку их результативности и эффективности.

Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание должно обращаться на содержательные моменты оказания услуг (соблюдение качественно-количественных параметров технического задания) и достижение результатов предоставления услуг, а не на процессные характеристики деятельности исполнителя, в частности, постатейное расходование исполнителем финансовых средств, общий объем которых определен договором. Иными словами, вопрос мониторинга заключается не в том, как исполнитель тратит деньги, а в том, делает ли он то, что на эти деньги было ему заказано. Важно отметить, что практика применения рассматриваемой технологии четко обозначила, что размещение заказов на региональном уровне имеет определенные ограничения - региональный заказ может успешно использоваться по таким услугам, как обучающие программы, социальная реклама, а также прямым стационарным или мобильным краткосрочным услугам для населения нескольких или всех муниципалитетов региона.

Технологии адресной результативно-ориентированной социальной помощи малоимущим

Данные технологии ориентированы на достижение устойчивых и измеримых результатов у получателей помощи за счет активизации их внутреннего потенциала и использования комплекса современных подходов. Такими подходами являются встречные обязательства клиентов и санкции за их нарушение, адресный характер помощи, индивидуальный подход к назначению помощи и дифференцированный размер денежных пособий, применение экономических стимулов к достижению клиентами результатов, учет социально-экономической специфики территорий, комплексность помощи, включая услуги службы занятости. Примерами этих технологий служат программы адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми «От пособия к зарплате» и «Самообеспечение».

Технологии измерения результативности предоставления социальной помощи и социальных услуг

Целью разработки и применения этих технологий является переориентация существующей системы мониторинга в бюджетной сфере с процесса на результат, то есть положительные изменения у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчетах, а активно использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений. Также следует отметить, что внедрение технологии требует не только введения новых методов сбора информации (например, опроса представителей клиентских групп), но и изменения существующей системы сбора, учета и хранения административных данных, поскольку эта система, как правило, не ориентирована на использование данных опросов для определения результативности бюджетной деятельности, а учитывает исключительно показатели процесса предоставления социальной помощи и услуг.

На основании всего вышеперечисленного строится и деятельность отдела социальной работы при администрации Алтайского края, а именно:

Основная цель деятельности отдела социальной работы состоит в улучшении качества жизни населения Алтайского края через приоритетное развитие социальной сферы. Стратегические задачи отдела социальной работы на 2009 год:

      ·    Добиваться эффективности в реализации программно-целевого подхода в отраслях социальной сферы;

      ·    Вести дальнейшую работу по модернизации и развитию отраслей социальной сферы на основе инноваций и высоких технологий;

      ·    Обеспечить реализацию приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», демографического проекта и обеспечения жильем молодых семей на принципах высокого качества и доступности для населения;

      ·    Сформировать систему качества всех социальных услуг в крае;

      ·    Усовершенствовать систему управления социальной сферой на уровне края и муниципальном уровне;

      ·    Обеспечить дальнейшее развитие отношений социального партнерства власти и общественных организаций в интересах построения гражданского общества и его стабильности.

В соответствии со своими функциями отдел социальной работы решает следующие задачи:

      ·    координация деятельности управлений социальной сферы Администрации края: Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, управления Алтайского края по физической культуре и спорту, управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, управления Алтайского края по культуре, управления Алтайского края по труду и занятости населения; взаимодействие с фондами и службами: территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края, государственным учреждением – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, государственным учреждением Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю», государственной инспекцией труда в Алтайском крае, территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю;

      ·    информационно-аналитическое обеспечение деятельности заместителя Губернатора Алтайского края по руководству социальной инфраструктурой края;

      ·    оказание организационно-методической помощи в выполнении городскими округами и муниципальными районами края планов и программ социального развития в части образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, молодежной политики, санитарно-эпидемиологического благополучия, демографического развития края;

      ·    взаимодействие с профсоюзами, фондами и общественными объединениями по вопросам развития социальной сферы региона;

      ·    работа с обращениями граждан;

      ·    участие в повышении квалификации специалистов органов исполнительной власти и органов управления по вопросам, входящим в компетенцию отдела

Важнейшим направлением социально-экономического развития края, его выхода на лидерские позиции в программе демографического развития Алтайского края до 2015 года. Она создает предпосылки формирования высококачественных человеческих ресурсов, обеспечивая программно-целевыми методами концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития. Программа предусматривает решение наиболее ключевых проблем в области демографии. Это материальная поддержка семей с детьми, развитие учреждений родовспоможения и улучшения медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения и профессиональных заболеваний; содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, регулируемая замещающая миграция. По подсчетам финансирование программных мероприятий на 2008-2015 годы составит порядка 14 млрд. руб. из всех источников, включая и федеральные.