Новый стандарт образования для общеобразовательной школы

В настоящее время разрабатывается, а в ряде школ уже частично внедряется, новый стандарт образования для общеобразовательной школы (далее – Стандарт). Он отличается от предыдущего – Стандарта образования 2004 года, прежде всего особым вниманием к задачам развития и воспитания школьников, причем эти задачи в новом Стандарте рассматриваются не только как одна из ключевых задач образования, но и как важнейшая общегосударственная задача. В этой связи говорится о том, что «Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества». Отмечается, что «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника».

Определенные шаги в направлении изменения концепции образования и отхода от традиционных задач, связанных преимущественно с формированием у учащихся знаний, были сделаны уже в Стандарте образования 2004. В пояснительной записке здесь говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако задачи, связанные с личностным развитием и воспитанием школьников, представлены в этой версии Стандарта лишь в общем плане. В частности, в действующем в настоящее время стандарте образования есть лишь ссылка на Концепцию модернизации российского образования, где говорится, что задачи воспитания должны быть направлены на «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Иначе цели и задачи воспитания рассматриваются в новой версии Стандарта. Частью этого Стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (далее – Концепция). Концепция рассматривается ее авторами в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта в целом. Концепция определяет:

§     характер современного национального воспитательного идеала;

§     цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

§     систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

§     основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В Концепции говорится о том, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» . Исходя из этого формулируются цели и задачи воспитания и, в частности, говорится о том, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» .

Главная особенность нового Стандарта и Концепции как его части состоит, на наш взгляд, в том, что в этих документах формулируется социальный заказ современной общеобразовательной школе. Он рассматривается «как определенная система общих педагогических требований»,соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач».

Один из разделов Концепции посвящен описанию современного национального воспитательного идеала[1]. Этот идеал описывается следующим образом: это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Концепция определяет базовые национальные ценности и педагогические требования к результатам развития и воспитания школьников. В сфере личностного развития, говорится в Концепции, воспитание обучающихся должно обеспечить:

§     готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

§     формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

§     развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

§     принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

§     готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

§     способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

§     трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

§     осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

§     свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями».

Заметим, что Концепция не ограничиваются рассмотрением только сферы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Ее содержание значительно шире и затрагивает, фактически, весь комплекс вопросов, связанных с развитием и воспитанием школьников. Тому есть много примеров и подтверждений в самой Концепции. Например, говорится, что воспитание, «ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. «образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях» ([15], с. 8). Но идеал или образ человека – это всегда целостная конструкция, в которой представлены все составляющие структуры личности. О воспитательном идеале в Концепции говорится, что это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за судьбу страны»([15], с. 8). Если «высоконравственный», «осознающий ответственность» - это точно относится к духовно-нравственной сфере, то другие термины и понятия – творческий, компетентный – относятся уже к другим сферам личности – мышлению, в одном случае, и деятельности, в другом. Использование в этой формуле термина «гражданин» говорит уже о социально-личностной ориентированности идеала. Известно однако, что одним из условий осознания себя гражданином, тем более проявление гражданской позиции, является овладение ролью гражданина, а это в свою очередь предполагает формирование у учащегося понятия о гражданине и связанных с этим представлениями о статусе гражданина, его правах и обязанностях, гражданской ответственности и т.д. То есть, в конечном счете, речь идет об усвоении социальных знаний и социально-ролевом обучении.

Кроме этого в Концепции обращается внимание на то, что она «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации» ([15], с.

Если же иметь в виду требования Стандарта, то знакомство с ними показывает, что Стандарт в части развития и воспитания школьников ориентирован не только на духовно-нравственнее развитие и воспитание. Требования Стандарта учитывают формирование личности в целом, включая социально-личностные и ролевые компетенции личности. С одной стороны здесь говорится о развитии морального сознания, компетентности в решении моральных проблем, формировании нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, а с другой – об освоении социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формировании основ экологической культуры, усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения и др. [60].

Подводя итог этим рассуждениям, мы можем сказать, что в основе Концепции и Стандарта в целом лежит целостный подход к формированию школьников. Он не сводится исключительно к духовно-нравственному развитию и воспитанию, хотя очевидно, что духовно-нравственное развитие является основой (стержнем) для всех других направлений и видов развития личности.

Другой вывод, который можно сделать в этом случае, состоит в том, что требования нового Стандарта - это требования к социализации учащихся, хотя в документах все время говорится о развитии и воспитании. Это связано, на наш взгляд, с тем, что эти понятия являются традиционными для образования и более привычными. Впрочем, можно согласиться с тем, что это скорее терминологические, а не содержательные различия. В дальнейшем, однако, мы будем опираться на понятие «социализация», поскольку оно, на наш взгляд, в большей мере соответствует содержанию требований социального заказа и тем процессам и механизмам, которые связаны с реализацией этих требований.

Концепция, как уже отмечалось, формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе. Социальный заказ, как мы видели, содержит требования к результатам обучения и воспитания и, фактически, определяет то, каким государство и общество хотело бы видеть человека «на выходе» из школы. Но сам по себе социальный заказ не содержит описания реализации этих требований. Описание реализации - это особого рода деятельность и даже совокупность разных видов деятельности. Для их выполнения требуются соответствующие средства и организация. От того, как будет спроектирована и организована реализация, во многом зависит качество результатов развития и воспитания школьников.

Известно, что определенные шаги, направленные на подготовку к реализации требований нового Стандарта образования, в настоящее время осуществляются разными группами в системе образования. К ним, вероятно, можно отнести исследования и разработки, связанные с созданием блока методик для оценки социализации учащихся. Эти исследования на протяжении ряда лет проводит секция ГЭП «Оценка социализации учащихся», организованная при Московском центре качества образования (МЦКО). Одна из первоочередных задач в работе этой секции была связана с анализом различных представлений о социализации и разработкой на этой основе перечня объектов, показателей и критериев оценки.