Обзор моделей аутрич-работы

Первые программы проведения аутрич-работы с ПИН стали возникать примерно 15-17 лет назад, и их инициаторами были сами потребители. Сейчас во всем мире существуют программы аутрич, и у каждой из них свои особенности: аутрич видоизменяется в зависимости от политики государства по отношению к проблеме наркотиков, от экономических и местных условий. Аутрич-работники называются по-разному: уличные работники, работники по охвату, наставники, наставники-сверстники, равные инструкторы и т.д.

Представленные в данном разделе модели аутрич-работы разработаны в США и Европе. Изучено их положительное влияние на изменение поведения ПИН. Эти модели нацелены на создание эффекта "снежного кома".

1)Модель достижения лидеров из среды ПИН. В данной модели используются лидеры для установления контактов с ПИН в их группах.

Лидер-ПИН авторитетный человек, который служит примером для подражания, советы лидера могут оказаться наиболее убедительными для других ПИН. Лидеры влияют на формирование мнения внутри группы.

Компоненты модели:

- Посещение мест сбора ПИН, наблюдение за тем, как люди общаются:

- выявление возможного лидера

Установление непосредственного контакта с лидерами:

- самостоятельно

- знакомство через посредника (друзья, родственники, знакомы, врачи, полиция)

- Проведение индивидуальной оценки рискованного поведения лидера

- Предоставление базовой информации лидеру

- Лидеры проводят профилактическую работу внутри групп ПИН

2)Модель сети наставников-сверстников. Модель предполагает наличие сетей ПИН по виду употребляемого наркотика (героин, кокаин, опиаты, амфетамины и т.д.).

Компоненты модели:

- Установление контактов с ПИН из каждой сети

- Изучение структуры и характеристики сетей ПИН

- Отбор ПИН, которые могут быть наставниками-сверстниками

- Подготовка наставников-сверстников по тренинговой программе (до 10-ти тематических занятий)

- Оценка знаний, полученных наставниками-сверстниками

- Наставники-сверстники проводят аутрич-работу среди членов сети

- Периодически наставники-сверстники приводят членов сети на интервью

3) Модель наставников-сверстников. Каждому ПИН предоставляется возможность бороться с распространением ВИЧ-инфекции в своем сообществе (независимо от вида употребляемого наркотика), привлекая для участия в проекте своих сверстников.

Способ привлечение клиентов в проект - купонная система рекрутирования и обучение по принципу наставник-сверстник.

Компоненты модели:

- Установление контактов и вовлечение в программу одного или двоих ПИН

- Проведение масштабного социологического интервью с каждым вовлеченным ПИН (ПИН получают вознаграждение за участие в интервью)

- Подготовка вовлеченных ПИН по тренинговой программе, которая состоит из 4-х тем

- Наставники-ПИН приводят на интервью в программу других ПИН

- Наставники-ПИН проводят профилактическую работу среди ПИН (наставники-ПИН получают по 3 купона для распространения в своей среде)

- Наставники-ПИН получают вознаграждение за каждого ПИН, обратившегося в программу

- Каждые 3 месяцев ПИН-участники программы проходят повторное социологическое интервью

4) Модель супервизор, лидер группы, аутрич-работники, наставники-сверстники (peer-educators). Данная модель возникла в 80-х годах, когда в Нидерландах стали активно работать самоорганизации потребителей наркотиков. Так в 1981 году самоорганизация ПИН "Junkienbond" начала аутрич-работу по распространению шприцев с целью профилактики гепатита среди ПИН. В дальнейшем, в развитии этой модели участвовали профессионалы, интересующиеся проблемой потребления наркотиков, действующие и бывшие потребители наркотиков. Модель широко распространена в странах Европейского Союза. С 1997 года при поддержке международной организации "Врачи без границ" и НПО "Mainline" (Голландия) модель развивается в Москве (Россия), в 2000 году при поддержке НПО "Mainline" (Голландия) и НПО "Колодец" (Россия) модель развивается в Одессе (Украина).

Компоненты модели:

Подбор супервизоров

Супервизор - это компетентный консультант, который обладает навыками общения и знаниями, необходимыми для эффективного проведения аутрич-работы.

Супервизор:

- осуществляет набор аутрич - работников

- проводит тренинги

- определяет лидеров из числа обученных аутрич-работников

- формирует совместно с лидерами группы из числа аутрич-работников

Обучение групп аутрич-работников по специальной тренинговой программе

Тренинги проводят супервизор, лидеры групп аутрич-работников, привлеченные тренеры. Аутрич-работники проходят тестирование по определению уровня знаний до, и после прохождения тренинга.

Организация и проведение аутрич-работы

Разработка внутренней документации:

- Учетно-отчетные документы (журналы, ведомости)

- Правил работы группы и аутрич-работы

- Должностные обязанности

- Определяется вид, периодичность аутрич-работы

Тренинговая подготовка ПИН в качестве наставников-сверстников

Тренинги проводят лидеры групп аутрич-работников и аутрич работники. Для разработки тренингов можно использовать руководство Trautmann,F.and Barendregt, C.1994, European Peer Support Manual, Trimbos Institute, Utrecht, Netherlands.

Проведение рабочих встреч аутрич-работников (не реже 1-го раза в неделю).Рабочие встречи проводят лидеры групп, предназначены для обмена информацией между аутрич-работниками, анализа проблем, разработки информационных материалов.

Проведение индивидуальной и групповой супервизии (не реже 1-го раза в месяц). Супервизия предназначена для анализа аутрич-работы, повышения эффективности консультативных навыков аутрич-работников, профилактики "эффекта сгорания". Супервизор помогает аутрич-работнику даже ошибки превратить в источник ценного опыта.

Проведение периодических поведенческих исследований среди ПИН.