Обзор существующих методов оценки качества жизни населения

Основные методы оценки, используемые при расчете показателя качества жизни.

1. Методы нормирования: рейтинговый метод (порядковое шкалирование) - самый простой и широко применяемый метод. Его дефекты, влияющие на итоговую оценку, связаны с искажениями, получаемыми в частных рейтингах: чрезмерной дифференциацией регионов срединной группы со схожими значениями показателя и недооценкой поляризации крайних значений. Но у этого метода есть и содержательная проблема - он не позволяет оценить реальное изменение качества жизни в регионе, так как показывает только перемещение регионов относительно друг друга.

2. Метод линейного масштабирования, используемый при расчете индекса развития человеческого потенциала. Он основан на определении референтных точек (максимальных и минимальных значений индикаторов) и тем самым показывает реальное расположение показателя каждого конкретного региона между ними.

3. Методы агрегирования. Суммирование индексов (баллов) всех индикаторов. Вычисление среднеарифметического значения всех индикаторов, которые берутся с равным весом, то есть признается равный приоритет всех компонентов качества жизни.

Вычисление среднеарифметического значения всех индикаторов, учитывая весовые коэффициенты, значение которых определяют эксперты.

Таким образом, на сегодняшний день для объективной оценки качества жизни применяется целый ряд методов нормирования и агрегирования. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, но не один не является общепринятым. И это свидетельствует о необходимости дальнейшего поиска и разработки методов оценки качества жизни совместно с математиками.

4. Балльный метод. При использовании данного метода значения используемых показателей сравниваются с определенными нормативами, и исходя из полученных результатов но каждому показателю начисляются баллы. Недостатком метода балльных оценок является опасность необъективности и формализма и при сопоставлении шкалы, и при ее применении.

5. Метод динамического анализа является наиболее эффективным методом оценки качества и уровня жизни населения в регионе.

Одним из свидетельств в пользу такой адекватности является медленное изменение оценок качества жизни от года к году. Очевидно, что качество жизни - это не такая переменная, которая может скачкообразно меняться во времени.

Первыми исследования проблем оценки качества жизни начали зарубежные ученые. Наиболее известные методики, их достоинства и недостатки представлены в табл. 3.

Изучение проблем уровня жизни населения в России было начато еще в XIX в. Необходимо подчеркнуть, что первоначально речь шла именно об уровне жизни, народном благосостоянии или положении населения, а не о качестве жизни в современном его понимании. Работы Д. П. Журавского (1810-1856) были посвящены выявлению дифференциации людей по условиям их жизни, по состоятельности. Ф. А. Щербина (1849-1936) исследовал крестьянские бюджеты. А. В. Чаянова (1888-1937) раскрыла и исследовала факторы благосостояния семей. Работы этих и многих других российских авторов заложили основы социальной статистики в нашей стране. Их труды имели достаточно объективный и достоверный характер.

Следует отметить, что работы этого периода в области благосостояния населения носили главным образом политэкономический характер и были еще далеки от построения конкретной системы показателей и практических расчетов уровня жизни.

Таблица 3 - Зарубежные методики оценки качества жизни населения

Наименование Показатель Основное достоинство Основной недостаток
Система национальных счетов (СНС) Внутренний национальный продукт, внутренний валовой продукт, чистый национальный доход, личный и располагаемый личный доходы Дает возможность измерить личный доход членов общества, связать воедино формирование доходов и расходов, определить тенденции регионального экономического развития Методика учитывает лишь экономические аспекты жизнедеятельности, определяющие уровень жизни, который выступает только одним из критериев качества жизни
Индекс физического качества жизни PQLI и его модификация PSLI разработаны Американским советом зарубежного развития Ожидаемая продолжительность жизни по достижении возраста одного года, уровень младенческой смертности, распространение грамотности среди взрослого населения (в модификации PSLI заменена на потребление продуктов питания) Индексы качества жизни, получаемые при помощи этой методики просты, доступны, но ориентированы на низкую степень удовлетворения естественных потребностей. Широко применялись США и Мировым банком при оказании помощи развивающимся странам Не учитываются социальные индикаторы. Личность рассматривается как пассивное существо. Открытым остался вопрос о том, какой смысл вкладывается в понятие «физическое качество жизни»
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его модификация с учетом тендерного фактора (ИРГФ) разработаны специалистами ООН Ожидаемая продолжительность жизни, образование, индекс уровня жизни Методика дает возможность проведения сравнительного анализа социально-экономического развития по странам и регионам, позволяет отслеживать динамику, сопоставлять достижения. Методика отличается простотой и доступностью Не учитываются субъективные показатели качества жизни, социальный аспект представлен лишь уровнем образования, отсутствуют такие срезы, как степень развития науки, социальная напряженность, состояние окружающей среды и др.
Треугольный индекс благосостояния нации Уровень развития экономической сферы, социальной среды, информационной инфраструктуры С помощью данной методики не только оценивается уровень развития указанных сфер жизнедеятельности общества, но и их сбалансированность Необходимость сбора большого количества показателей, а также то, что не учтены политическая и духовная сферы

Проблемы оценки и измерения качества жизни в современном его понимании в отечественной литературе получили развитие в последние годы. Это связано, во-первых, с тем, что качество жизни объявлено стратегической целью развития российского государства; во-вторых, актуальной становится проблема оценки результатов социальной политики.

Рассмотрим наиболее известные отечественные методики, их достоинства и недостатки (табл. 4).

Таблица 4 - Отечественные методики оценки качества жизни населения

Автор Показатель Достоинство Недостаток
Н. М. Римашевская (отмечает недостаточность показателей И РЧП и предлагает их дополнить) Продолжительность жизни (рассматривается в контексте анализа физического, психического и социального здоровья), профессионально-образовательные ресурсы, интеллектуальный потенциал, уровень жизни, культурно-нравственные и духовные ценности, социокультурная активность граждан Позволяет достаточно полно охарактеризовать основные составляющие качества жизни Сложность сбора данных для проведения оценки, ряд показателей не является общепринятыми статистическими данными, соответственно возникает проблема их определения и достоверности
П. С. Мстиславский (метод сравнения социальных параметров) Сопоставление России с рядом наиболее крупных стран, имеющих наиболее высокий уровень социальных параметров Позволяет определить пути достижения высокого качества жизни, использовать опыт социального развития передовых стран Не определены критерии - основания для сравнения, метод не учитывает национальных особенностей
Г. В. Осипов (методика сравнения предельно допустимых показателей с реальными, устанавливаемыми в процессе социологического исследования) Контрольные показатели, охватывающие социальные изменения, намеченные на определенный период; показатели средств или социальных процессов, используемые для реализации планируемых целей; показатели ресурсов, применяемых для решения социальных задач, неманипулируемые показатели, отражающие средства воздействия на социальные процессы; показатели побочных процессов; индикаторы эффективности реализации экономико-социальных программ Позволяет провести всестороннюю оценку эффективности реализуемых социальных программ; выявить причины, детерминирующие те или иные социальные уровни; определить пути достижения намеченных социальных показателей Сложность сбора данных для проведения оценки, ряд показателей не является общепринятыми статистическими данными, соответственно возникает проблема их определения и достоверности
А. И. Субетто Интегральные индикаторы: уровень жизни, качество среды, образование и его доступность, население, культура Позволяет оценивать качество жизни на уровне индивида, социальных групп, общества в целом Основное внимание уделяется субъективным показателям оценки качества жизни
С. А. Айвазян Интегральные индикаторы: качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической ниши, природно-климатические условия Использование только доступной информации, возможность межрегионального сравнения, выявление проблемных областей Не учитываются субъективные показатели
А. Колбасина Комплексный показатель качества жизни, отражающий здоровье, образование, жилищные условия, экологию, рынок труда, благосостояние, личную безопасность, свободное время и отдых, питание населения Использование только доступной информации, учет субъективной оценки гражданами качества жизни Дополнительные затраты времени и средств в связи с необходимостью проведения социологического исследования (для получения субъективных показателей), применяемые объективные показатели не учитывают специфики региона

Анализ зарубежных и отечественных методик оценки качества жизни позволил сформулировать следующие выводы:

- зарубежные и отечественные ученые ведут активную работу в сфере разработки методов оценки качества жизни;

- мировое сообщество с каждым годом все больше внимания уделяет качеству жизни населения; достижение и поддержание ее высокого качества являются целью всех развитых стран мира;

- существующие методики значительно отличаются по количеству и составу показателей (количество показателей варьируется от трех до нескольких десятков, а по составу включают индикаторы экономической, социальной и физиологической составляющих качества жизни);

- большинство рассмотренных методик оценивают только объективные показатели качества жизни и не учитывают субъективные;

- все рассмотренные методики позволяют оценить лишь отдельные составляющие качества жизни населения и не могут претендовать на универсальность.

На сегодняшний день не представляется возможным создание унифицированной методики оценки качества жизни применительно к российским регионам в силу разных природно-климатических, культурных, исторических и социально-экономических условий их развития. Оценивать качество жизни необходимо по показателям, отражающим наиболее существенные факторы жизнедеятельности в данном регионе.

Построение любого интегрального индикатора начинается с определения совокупности показателей, которые в дальнейшем будут использоваться. Классификация основных методов стандартизации, применяемых при построении интегрального показа теля в работах современных авторов, свидетельствует, что используются в основном следующие пять методов: рейтинговый метод (порядковое шкалирование) - самый простой и широко применяемый метод, динамический метод.