Обоснование семейной политики

Социальная сущность семейной политики

Понимание семейной политики в значительной степени зависит от того, как трактуется социальная сущность семьи. Семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства и (или) производства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержки существования) членов семьи.

Во всякой нормально функционирующей системе, в том числе и в семье, по разного рода социальным, экологическим и физическим причинам происходит разрушение ее полноты, начиная с первых дней вступления в брак и заканчивая завершающими стадиями ее жизненного цикла. Стихийные бедствия, эпидемии, экологические катастрофы, войны, болезни, несчастные случаи, смерти приводят к нарушению жизнедеятельности, изменениям состава семьи и ее распаду. Все эти явления целесообразно именовать дезорганизацией семьи, сопровождающейся той или иной степенью невыполнения семейных функций и даже исчезновением отдельных семей – но без угрозы существованию самой семьи как социального института. Семейная дезорганизация, вызванная стихийными бедствиями, сразу же становится объектом социальной политики государства, дезорганизация в ходе повседневной жизни обычно попадает в поле зрения семейной защиты.

Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечает глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, угасание этих личных потребностей и желаний ярче всего характеризует кризис семьи как социального института и в этом смысле кризис самого общества. Отсюда должна исходить оценка репродуктивной функции семьи – отказ от деторождения вообще или от рождения двух и более детей свидетельствует о кризисном процессе.

Сегодня многообразие семейных структур сведено до тотальной малодетности, до обезличенной стандартности массовой однодетности и многоразводности. Это само по себе резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального института.

Необходимость семейной политики

Семейная политика – это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на внедрение в жизнь той модели семьи с двумя родителями и несколькими детьми, которая отвечает потребностям личности и общества. Это политика укрепления семейного образа жизни, семьецентризма самого общества, фамилистической культуры и цивилизации.

Цель политики не в «возрождении» «традиционной» или «патриархальной» семьи, а в социальном конструировании современной семейности, которая оказывается привлекательной для супругов, родителей и детей и одновременно для общества, поскольку автономная семья в своем функционировании реализует социетальные функции. При этом семейная политика это даже не деятельность, направленная исключительно на семью. На самом деле семейная политика – это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье и личности.

Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья как институт независима от института государства, не является подчиненным институтом в системе социальных институтов и как самостоятельная система, обеспечивающая воспроизводство населения и социализацию новых поколений, практикует те формы совместной социальной и экономической деятельности родителей и детей, которые отвечают благополучию отдельных семьей и самореализации личности. Этот принцип тесно связан с принципом свободы выбора. Просемейная политика ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание подлинных социальных, экономических и социально-психологических возможностей реализации тех альтернатив, которые сегодня не возникают в силу безальтернативного провала в малодетность.

Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи и государства как равноправных социальных институтов. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики говорит о единстве целей семейной политики для всей страны. Обеспечение единства целей семейной политики в стране достигается посредством учета региональных особенностей в региональных программах семейной политики.

Субъектами семейной политики являются наряду с государством разнообразные объединения граждан – партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более широко – демографических) интересов. Важно, чтобы все эти объединения (группы интересов) имели четко сформулированные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к семье. Новая технология формирования и реализации семейной политики выражается принципом социального участия.

Цели семейной политики

Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Для того чтобы эту цель выразить более определенно и конкретно, необходимо учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные формы и разновидности семьи, квазисемейные и внесемейные формы существования, причем степень общественного принятия и одобрения этих девиантных по сути форм нарастает.

Именно поэтому достижение стратегической цели семейной политики – укрепления семьи как социального института – требует специальных усилий со стороны общества и государства, поощрения полных семей с 3 - 4 детьми. Это исторически беспрецедентная деятельность, никогда не практиковавшаяся в прошлом, так как лишь 50 лет назад в развитом мире стала массовой потребность в малодетной и многоразводной семье. Никогда прежде не было такого, чтобы преобладающий тип брака, родительства, семьи определялся потребностями людей. Прежде все сущее в семейной жизнедеятельности оказывалось итогом не полностью реализованных потребностей, т.е. условия жизни, понимаемые широко, препятствовали осуществлению желаний. Меры стимулирования рождаемости в прошлые века казались эффективными, поскольку были направлены на улучшение жизненных обстоятельств, а не на изменение потребностей, ценностей, социокультурных норм.

К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране не способствует пониманию семейной политики как преобразования всего строя жизни, ценностных приоритетов. Но если общественное мнение иногда проявляет интерес к специальной семейной политике, то оно не выходит за пределы улучшения материальных условий жизни, т.е. за рамки тактических задач. Проведение просемейной политики предполагает также существенную корректировку других видов социальной политики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т.д. и т.п.).

Определение целей семейной политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение – не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во времени, затрагивающий всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, социальные и территориальные общности, партии, общественные движения, группы и объединения.

Отказ от понимания семейного политики как решения проблемы кризиса семьи обусловлен представлениями о легкости изменения условий жизни семей. Игнорирование сложности проблемы управления потребностями с другой стороны часто связывается с ее политизацией – удобно изображать стремление к повышению ценности семьи «вмешательством» в приватную жизнедеятельность.

Вместе с тем, социологический подход ко всему, что связано с проведением семейной политики, позволяет увидеть в правительственном бездействии не злой умысел, а социально-политический процесс, итог не рационального выбора наилучшего решения из всех возможных, а некий компромисс политических сил. Поэтому правительственные шаги фрагментарны, сводятся к разрозненным мерам денежной помощи, которые скорее служат целям самосохранения политиков и чиновников, чем укрепления семьи.