Общая характеристика младшего школьного возраста

Когда ребенок впервые идет в школу, у него за спиной уже проделанный путь физического и духовного развития. Он овладел двигательными возможностями, усвоил навыки культурного человека, научился хорошо говорить, даже способен участвовать в общем деле. Ему доступна богатая палитра чувств: от жалости до самоуверенности. Но этого недостаточно. Многие функции еще должны развиться. Существует множество вещей, которым предстоит научиться. Поэтому ребенок и становиться школьником.

Младший школьный возраст - от 5 до 7 лет (от 6 до 8 лет), - имеет черты переходного, период значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка: в познании, в приобретении умений и навыков учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями, в обретении уверенности в себе, своих возможностях, в развитии потребности в успехе. Сделать это в дальнейшем, за пределами этого сензитивного возрастного периода, будет трудно.

Еще этот возраст называют первым подростковым. Говорят, что младший возраст – период максимальной «экстравертности». Ребенку притягательны природа, техника и многие дети посвящают увлечениям столько времени и усердия, что становятся настоящими специалистами в выбранной области. Типично и коллекционирование марок, жуков и других вещей.

Они наблюдательны, им любопытно, что делается с окружающими их людьми. Девочки в этот период еще с увлечением играют, но могут умело ухаживать за младшими братишками и сестренками, проявляя удивительную зрелость «материнского поведения». Отметим, что, и мальчики в этот период хорошо заботятся о малышах.

Важные изменения происходят в области чувств и социального опыта. Школьный возраст – апогей коллективизма. Детский коллектив играет серьезную роль в развитии ребенка с трех лет, ныне становиться решающим фактором. Ребенок стремится не отставать от других, заслужить их признание. В детской группе зарождаются и развиваются чувства дружбы товарищества, сознание сплоченности, долг и ответственность перед другими. Их цель заключается что-нибудь придумать, предпринять, доказать, а не просто весело поиграть.

Также школьный возраст отличается уравновешенностью и гармоничностью. Конечно, и этот период не обойдется без неприятностей и опасностей, и надо вовремя обдумать их устранение. В этом и заключается обязанность воспитания.

Физическая сила и ловкость считаются в этом возрасте необычайной ценностью, помогают детям добиться признания в группе, где преобладают соревновательные игры. Если ребенок по каким-либо причинам не может сравняться с остальными, у него возникает комплекс неполноценности. Именно в этом возрасте зарождаются комплексы. Поэтому надо уделять особое внимание детям с двигательными или иными нарушениями, а также детям неуклюжим, и сильно отличающихся внешностью. Помните, что сознание собственной полезности и нужности коллективу – важнейшее средство в борьбе с чувством неполноценности.

У младших школьников есть несоответствие между теми побуждениями, с которыми ребенок поступает в школу, и теми, которые нужны для успешной учебной деятельности. Эта деятельность еще не сложилась как целостность и как нечто свойственное ребенку. Вот, что пишет об этом Л. Ф. Обухова: «Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становиться сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Придя в школу, учитель для ребенка впервые выступает как олицетворение требований и оценок общества. Очень много усилий затрачивает младший школьник на то, чтобы научить себя учиться. Например, надо вспоминать материал и отвечать не тогда, когда он «приходит в голову», а тогда, когда спрашивают. Это предполагает волевую регуляцию памяти и развивает ее.

Таким образом, развитие и формирование личности младшего школьника – процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника – развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности.