Общественная палата Калининградской области

В России также активно функционирую региональные общественные палаты. Они существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях служат примером реального механизма взаимодействия некоммерческих организаций и власти. Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации.

В Калининградской области в период с 2001 по 2007 год так же функционировала Общественная палата. Но общественная палата Калининградской области официально была создана в 2007 году вместе с принятием Калининградской Областной Думы Закона Калининградской области об общественной палате[142].

На создание нормативно-правового документа, регулирующего деятельность Общественной палаты Калининградской области, так же оказал виляние факт принятия Государственной Думой РФ 4 апреля 2005 федерального закона «Об Общественной Палате РФ»[143]. Далее, после формирования федеральной Общественной палаты, по инициативе президента, они стали создаваться на региональном уровне[144], в каждом субъекте федерации. Так как общественная палата в Калининградской области появилась задолго до того, как на федеральном уровне была создана аналогичная структура, то опыт ее работы впоследствии лег в основу формирования палат в иных регионах России[145].

Новый законопроект был написан по аналогии с законом об Общественной палате России, следовательно имеет с ним много общего. Данный закон был подписан губернатором Г. В. Боосом, который принял активное участие в создании Калининградской общественной палаты. По словам полномочного представителя губернатора в думе Тамары Кузяевой, у новой общественной палаты должно быть больше полномочий и возможностей для контроля работы исполнительной и законодательной ветвей власти,[146] чем у палаты первого созыва.

На основании Закона об Общественной палате Калининградской области и Регламента Общественной Палаты Калининградской области, и описанных там функций и полномочий, можно определить Общественную палату Калининградской области как институт гражданского общества, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Калининградской области, с органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. В том числе в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Калининградской области[147].

Расходы на содержание и материально-техническое оснащение Палаты финансируются за счет средств областного бюджета.

Согласно нормативной базе Калининградская общественная палата состоит из 36 членов[148].

На начальном этапе формирования Губернатор Калининградской области в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона об Общественной палате Калининградской области,[149] по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, высшими учебными заведениями и творческими союзами, осуществляющими свою деятельность на территории Калининградской области, определяет кандидатуры двенадцати граждан Российской Федерации, имеющих заслуги перед государством и обществом и Калининградской областью, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты. Так же в состав входят 12 представителей подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, региональных общественных объединений и 12 представителей местных общественных объединений[150]. Срок полномочий региональной Общественной палаты составляет 3 года[151]. На переходный период разработана иная процедура формирования Палаты - вместе с Губернатором выдвигать свои кандидатуры будут областная Дума, действующий Координационный совет Общественной палаты и Совет муниципальных образований. Второй и последующие составы Палаты будут формироваться по постоянным правилам в три этапа: выдвиженцы губернатора утверждают кандидатуры, предложенные структурными подразделениями общероссийских общественных объединений и региональными организациями, а потом они вместе завершают комплектование Палаты коллегами из местных общественных объединений[152]. Не могут быть членами Палаты чиновники, депутаты, члены какой-либо политической партии, лица, имеющие непогашенную (неснятую) судимость[153].

Порядок назначения членов вызвал противоречивую оценку у депутатов Областной Думы Калининградской области. Членов российской общественной палаты назначает президент, который избран всенародно. А калининградский губернатор был назначен, а не избран, и поэтому, по мнению ряда парламентариев, он не вправе формировать общественную палату[154]. Согласно другой точке зрения, полномочного представителя губернатора в думе Тамары Кузяевой, губернатор так же избран всенародно, так как избран представительным органом (областной думой). А депутаты областной думы в свою очередь избираются всенародно. Следовательно, губернатор, назначенный областной думой по представлению президента, может проходить процедуру назначения представителей общественной палаты своим указом. Однако сам губернатор на такой процедуре не настаивает и дает депутатам областной думы подумать[155].

Общественная палата Калининградской области по мнению её членов, это та площадка, которая может и должна использоваться для того, чтобы граждане могли сказать о своих проблемах, внести свои предложения властям. Одна из важнейших задач Общественной палаты это - развитие гражданского общества, проведение общественной экспертизы региональных законопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти[156]. На открытии первого очередного заседания Общественной палаты 27 октября 2008 года Калининградской области выступил губернатор Калининградской области Георгий Боос, а так же председатель областной Думы Сергеем Булычевым.

По мнению губернатора область связывает большие надежды с работой людей, которым доверено представлять общественные интересы. Палату губернатор назвал одним из самых важных институтов гражданского общества, миссией которого является общественное согласие «Функции и задачи Общественной палаты, безусловно, важны, и полномочия у нее широкие. Здесь будут формироваться экспертные мнения по различным социально-экономическим программам, здесь будет публичная переговорная площадка по формированию правильных решений в развитии региона» [157]. Губернатор так же отметил, что Общественная палата «в некотором смысле будет и органом, предостерегающим власти от ошибок как тактического, так и, возможно, стратегического характера». Губернатор выразил уверенность, что Общественная палата будет работоспособным органом и выполнит миссию, возложенную на нее обществом. Комментируя журналистам это событие, Георгий Боос дал положительную оценку прежней Общественной палате, созданной в 2001 году. Ее деятельность не была законодательно закреплена, однако позволила наработать опыт и послужила основой для появления палаты в рамках регионального правового поля.

Из 36 членов только что сформированной общественной палаты на данном заседании присутствовали 34. Один из членов был в командировке, а другого еще предстояло избрать на данном заседании[158].

Первое заседание полностью выполнило заявленную повестку дня. Был утвержден регламент Общественной палаты Калининградской области, который является ключевым документом в работе общественной палаты. Регламент был подготовлен в соответствии с требованиями статьи 2 закона Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области» и рекомендациями статьи 61 часть 2 Регламента Общественной палаты Российской Федерации, осуществляющей методологическое руководство деятельностью общественных палат.

В соответствии с регламентом собрание выбрало председателя палаты и его заместителя. Среди кандидатов на должность председателя особо были выделены ректора Российского государственного университета имени Иммануила Канта Андрей Павлович Клемешева и вице-президента регионального Союза промышленников и предпринимателей, член экономического Совета при губернаторе, Гарий Дмитриевич Чмыхов. Так же были выдвинуты и другие кандидаты, но ими был взят самоотвод. В результате единогласного выбора участников голосования председателем был назначен Гарий Дмитриевич Чмыхов, который шёл по списку участников, сформированному губернатором.

А заместителем стал директор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации» Нина Изофатова.

Так же были сформированы следующие семь комиссии по различным направлениям:

Комиссия по регламенту и этике.

Комиссия по социальной политике и здравоохранению.

Комиссия по образованию, науке, молодёжной политике, физкультуре и спорту.

Комиссия по культуре, сохранению историко-культурного и духовного наследия.

Комиссия по региональному развитию и экономической политике.

Комиссия по правозащитной деятельности.

Комиссия по развитию гражданского общества.

Данные комиссии, по мнению членов общественной палаты наиболее полно охватывают основные проблемы Калининградской области и подчёркивают специфику.[159]

На первом заседании был принят регламент, который является основным в работе палаты. Но на данный момент Общественная палата Калининградской области не обладает всем необходимым пакетом документов для обеспечения полноценной работы.

9 декабря 2007 года на очередном заседании Общественной палаты был принят Кодекс Этики члена Калининградской Общественной палаты, в котором устанавливаются обязательные для каждого члена Общественной палаты правила поведения при осуществлении им своих полномочий, основанных на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и к своим коллегам.

16 апреля 2009 года на очередном заседании Совета Общественной палаты были приняты следующие необходимый для работы положения:

Типовое положение о рабочих группах Общественной палаты, в котором был прописан порядок деятельности рабочих групп, которые являются основным межкомиссионным рабочим органом Общественной палаты[160]. Рабочие группы создаются по предоставлению комиссий для решения более узких вопросов в рамках профиля данных комиссий[161].

Так же путём всеобщего голосования были утверждены Положения о направлениях деятельности Комиссий общественной палаты, где были зафиксированы цели, задачи, основные формы работы комиссий и состав.

А так же положение о порядке обеспечения деятельно Общественной палаты Аппаратом Общественной палаты, где прописаны такие необходимые пункты как финансовое, материально-техническое, организационное, информационное обеспечение Общественной палаты.

В новой редакции Устава области, который был рассмотрен областной Думой на зимней сессии, было зафиксировано, что Общественная палата является также и субъектом законодательной инициативы.

Важным является, что фактически Общественная палата Калининградской области осуществляла свою деятельность с 2001 года и была одной из первых общественных палат в России. Она была учреждена 30 мая 2001 как форма взаимодействия граждан с органами власти (администрацией области, областной думой, главным федеральным инспектором в Калининградской области), в рамках которого осуществляется обсуждение, консультации и согласование позиций по всем важным вопросам жизни региона. В палату вошло 181 объединение, а работа велась по 13 направлениям, количество членов палаты превышало 60 человек и было неограниченно[162].

В апреле 2001 года в здании Областной администрации прошло заседание инициативной группы по созданию Общественной палаты Калининградской области. Посетили сбор представители около 25 известных в регионе движений и партий. Председательствовали заместитель губернатора Анатолий Ромашко[163] и его подчиненная Ольга Дубовая. Основной задачей создаваемой палаты по словам Анатолия Ромашко является консолидация сил[164]. По мнению местных наблюдателей, администрация области рассматривала Палату в качестве преемника движения «Созидание»[165], поддерживающего губернатора области В. Егорова[166].

Данный институт гражданского общества не был юридически зарегистрирован, так же отсутствовали какие-либо документы, регламентирующие работы данного органа.

За период существования неофициальной общественной палаты её члены собирались на очередные заседания раз в три месяца, а на внеочередные раз месяц

В течение пяти лет Калининградская общественная палата действовала довольно активно. Но последние два года существования Общественной палаты Калининградской области первого состава работа палаты сошла на нет[167].

В 2006 году среди последних решений, принятых первым составом палаты, стало несогласие Общественной палаты по поводу отмены калининградским губернатором Георгий Боос действовавшую до него практику ежегодного выступления главы региона с посланием о социально-экономическом развитии области.[168] Позже во фракции «Единая Россия» в областной Думе было принято решение, о реформировании Общественной палаты Калининградской области. В областном правительстве эта инициатива была поддержана и работа по созданию закона, официально закрепляющего функционирование Общественной палаты Калининградской области, была начата, так как прежде нормативно-правового документа, регулировавшего деятельность такой структуры, не существовало.

То есть на создание официальной Общественной Палаты Калининградской области оказал влияние комплекс факторов, связанный как с деятельностью региональных властных структур, так и распоряжение федерального уровня.

Общественная палата Калининградской области это институт гражданского общества, который призван осуществлять связь между жителями региона с органами власти. Данный институт имел 2 этапа в своём существовании. На первом этапе с 2001 г. по 2007 г. он был неинституциализирован и функционировал исключительно на основе инициативы его участников. После назначения в Калининградской области губернатора и попытки общественной палаты вмешаться в его деятельность, было принято решение о переформировании данного органа, и о его законодательном закреплении для более эффективной работы и в том числе контроля со стороны губернатора. Контроль так же выразился в том, что в новый состав вошли 12 человек по списку, сформированному губернатором. В том числе, председателем новой институциализированной общественной палаты стал человек, прошедший в палату по списку губернатора.

После подробного изучения законодательств, предшествующих формированию общественных палат, можно сказать, что Закон об Общественной палате Калининградской области лишь незначительно отличается от Федерального закона об Общественной Палате Российской Федерации.

Общественная палата Калининградской области это институт гражданского общества, который был создан сверху по инициативе президента, а затем губернатора Калининградской области, при этом существующий на базе общественной палаты первого созыва, созданной главами общественных объединений по собственной инициативе.