Общественная палата Нижегородской области

Примером Общественной Палаты в отличном от Калининградской области регионе с другими условиями является Общественная палата Нижегородской области.

Закон «Об Общественной палате Нижегородской области» был принят Депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области на заседании 19 октября 2006, и положил начало ее формированию. Инициатива о создании данного законопроекта поступила 19 апреля 2006 года от председателя Нижегородского председателя областного Законодательного Собрания Евгения Люлина, сразу после того как он провёл встречу с председателем Общественной палаты Российской Федерации, академиком РАН, президентом Российского научного центра «Курчатовский институт» Евгением Велиховым[169].

Евгений Люлин подчеркнул, что при разработке данного закона должен быть учтён весь положительный опыт и сложности и недоработки, возникавшие на первом этапе работы Общественной палаты Российской федерации.

Председатель общественной палаты РФ в ходе встречи с целью передачи опыта ознакомил представителей Нижегородской области с направлениями работы Общественной палаты РФ[170].

Изначально губернатор предложил возглавить Общественную палату Александру Цапину, ранее возглавлявшему блок по взаимодействию с органами местного самоуправления Нижегородской области, а также представлявшему губернатора в Законодательном Собрании.

7 декабря 2006 года Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев утвердил список первых 15 членов Общественной палаты Нижегородской области[171].

Законодательно Губернатор области играет большую роль в формировании состава палата, помимо назначения 1/3 состава Общественной палаты, он так же рекомендует человека на пост председателя совета, а так же в сам совет Общественной палаты.

На данном этапе предполагалось, что деятельность Общественной палаты Нижегородской области будет направлена на защиту интересов жителей региона, их прав и свобод, прав общественных объединений при реализации государственной политики, а также на осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Исходя из законодательной базы, Общественная палата Нижегородской области это - форма объединения представителей населения Нижегородской области и общественных объединений для обеспечения взаимодействия жителей Нижегородской области с органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления. С целью учета интересов жителей Нижегородской области, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления[172].

В соответствии со ст. 18 Закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются в областном бюджете на соответствующий финансовый год[173].

Порядок формирования Общественной палаты Нижегородской области согласно законодательству выглядит следующим образом. На начальном этапе формирования Губернатор Нижегородской области в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об Общественной палате Нижегородской области,[174] по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, научными объединениями и творческими союзами определяет кандидатуры пятнадцати граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Нижегородской области и имеющих заслуги перед Нижегородской областью, и предлагает им войти в состав Общественной палаты. Так же в состав входят пятнадцать представителей региональных общественных объединений и региональных отделений общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в Нижегородской области, региональных общественных объединений и пятнадцати представителей общественных объединений, действующих на территории муниципальных районов, городских округов Нижегородской области.[175]. Член Общественной палаты после избрания в данный орган не должен приостанавливать свое членство в политической партии[176]. Срок полномочий региональной Общественной палаты составляет 3 года[177]. Полномочия начинаются со дня проведения первого заседания. Согласно Закону об Общественной палате Нижегородской области, после окончания срока полномочий данный состав Общественной палаты продолжает действовать вплоть до формирования нового состава.

Процесс формирования общественной палата Нижегородской области не был воспринят однозначно. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) Александр Косовских считает, что Общественная Плата Нижегородской области не может быть независимой от структур, инициировавших создание этого общественного органа. Об этом депутат заявил журналистам перед депутатскими слушаниями по проекту закона Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области». По его мнению, при наличии исполнительной и законодательной власти, Общественная палата не должна подменять собой одну из них, но это в той или иной степени произойдёт. По мнению А. Косовских, положительный момент создания Общественной палаты состоит в том, что люди с активной гражданской позицией, участвуя в работе Общественной палаты, так или иначе будут сотрудничать с властью, а не противодействовать ей[178].

Официальное мнение по данному поводу говорит, что у Общественной палаты есть свои чётко прописанные в законе и регламенте функции, которые никак не пересекаются с функциями ветвей власти, а решения палаты носят лишь рекомендательный характер. Роль общественной палаты заключается в способности донести до власти интересы общества и различных некоммерческих организаций[179].

12 января 2007, сразу после избрания оставшихся 15 членов Общественной палаты, которые представляли Совет муниципальных образований Нижегородской области, прошло первое заседание Общественной Платы.

Регламент Общественной Палаты Нижегородской области был принят на заседании палаты только 22 марта 2007 года.

На первом же заседании председателем Общественной палаты Нижегородской области был избран Ректор ННГУ Роман Стронгин.

Заместителями председателя Общественной палаты избраны заместитель гендиректора ОАО "НИТЕЛ" Александр Цапин и гендиректор ТПП Дмитрий Краснов.

Для координации деятельности Общественной палаты и осуществления взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями был избран постоянно действующий орган – Совет Общественной палаты, в состав которого вошли 9 человек[180]. Руководитель аппарата Общественной палаты был назначен на должность, а так же, согласно закону, может быть освобождён от должности губернатором Нижегородской области по представлению совета Общественной палаты[181].

На первом заседании для более полного и объективного рассмотрения наиболее социально-значимых проблем, упорядочения работы палаты в Общественной палате Нижегородской области создано 6 комиссий[182]:

Комиссия по развитию институтов гражданского общества

Комиссия по проблемам экономического развития в условиях глобализации

Комиссия по вопросам развития науки, образования и культуры

Комиссия по вопросам социальной политики и социальной защиты населения

Комиссия по обеспечению гарантий безопасности, защиты прав и свобод граждан

Комиссия по проблемам молодежи

Наличие следующих комиссий объясняется расстановкой членами палаты приоритетных ключевых вопросов в жизни региона Развитие гражданского общества: Экономическая политика и реализация приоритетных программ, социальная проблемы и социальная защита населения, образование, наука, проблемы молодежи, общественная безопасность, права человека и свобода слова[183].

Так же были созданы рабочие группы, включающие членов Общественной палаты, представителей органов государственной власти, общественных организаций и экспертного сообщества, для выработки различных рекомендаций по проблемам, поднимаемых общественными объединениями.

Исходя из Закона об Общественной Палате Нижегородской области, принятого Законодательным Собранием 19 октября 2006 год[184]:

При этом, стоит отметить, что решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений[185].

Представительство в Общественной палате Нижегородской области охватывает практически весь спектр основных институтов гражданского общества Нижегородской области – общественные объединения ветеранов и инвалидов, профессиональные союзы, ассоциации промышленников, творческой интеллигенции, религиозные конфессии и национально-культурные организации, представители общественных объединений муниципальных образований Нижегородской области[186].

Другие органы государственной власти Нижегородской области сделали шаги навстречу институциональному закреплению нового органа для более эффективной его работу. Например, депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области в свою очередь приняли решение о том, что в случае повторного обращения Общественной палаты по одному и тому же вопросу срок ответа должен составлять не более 15 дней[187].

Через три месяца после начала работы 22 марта 2007 года на очередном заседании Общественной палаты Нижегородской области вместе с Регламентом Общественной палаты Нижегородской области был утверждён Кодекс этики члена Общественной палаты Нижегородской области[188]. В котором фиксируется, что член Общественной палаты Нижегородской области, должен выполнять требования статьи 6 Закона Нижегородской области от 31.10.2006 г.№132-З «Об Общественной палате Нижегородской области». И сознавая нравственную ответственность перед населением Нижегородской области и перед общественными организациями за выполнение каждым членом палаты задач по обеспечению взаимодействия жителей Нижегородской области с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в целях учета интересов жителей области, защиты их прав и свобод, прав общественных организаций и иных институтов гражданского общества при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления принимает настоящий Кодекс этики члена Общественной палаты[189].

Так же за время своего существования состав Общественной палаты Нижегородской области претерпел незначительные изменения. 28 декабря 2007 года Общественная палата Нижегородской области в соответствии с п.6,7 ч.4 ст.7 закона Нижегородской области от 31.10.2006 года №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области» приняла Постановление о прекращении полномочий трёх членов Общественной палаты Нижегородской области. Их полномочия были приостановлены по следующим причинам:, полномочия В. Барулина прекращаются в связи с его назначением министром промышленности и инноваций региона; Э. Житухин является депутатом Думы Нижнего Новгорода, что, согласно областному закону "Об общественной палате", не позволяет ему быть членом палаты; а художник Н. Мочалин скончался[190]. В соответствии с ч.4 ст.4 закона Нижегородской области от 31.10.2006 года №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области» Общественная палата предложила региональным общественным объединениям, региональным отделениям общероссийских общественных объединений, зарегистрированных в Нижегородской области, направить в Общественную палату предложения о включении своих представителей в состав Общественной палаты, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений. В период с 10 января по 10 февраля 2008 года в Общественную палату поступали предложения от региональных общественных объединений, региональных отделений общероссийских общественных объединений о включении своих представителей в состав Общественной палаты Нижегородской области. На три вакантных места члена Общественной палаты Нижегородской области поступило 24 заявления. В соответствии с Законом Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» 15 членов Общественной палаты, утвержденных Указом Губернатора Нижегородской области, 6 марта 2008 тайным голосованием избрали трёх недостающих членов Общественной палаты.[191]

Общественная палата Нижегородской области строит свою работу, исходя из предложений, поступающих от общественных объединений и граждан Нижегородской области[192]. В заседаниях Общественной палаты Нижегородской области принимают участие депутаты Государственной Думы, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, члены Правительства Нижегородской области, депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, представители органов государственной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научной общественности и экспертов[193]. Рекомендации, принимаемые на заседаниях Общественной палаты Нижегородской области, подготавливаются по результатам консультаций с соответствующими государственными структурами Нижегородской области, органами местного самоуправления, специалистами и общественными объединениями[194].

Исполняя функции общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, члены Общественной палаты Нижегородской области привлечены к работе различных экспертных советов и комиссий, созданных органами государственной власти Нижегородской области, члены региональной Общественной палаты принимают участие в разработке законодательных нормативных актов Нижегородской области.

На создание Общественной палаты Нижегородской области оказала влияние инициатива президента, а вследствие Общественной палаты федерального уровня и её председателя, а так же, в результате, и инициатива губернатора. В работе Общественной палаты Нижегородской области огромную роль играет губернатор области. Им, с подачи Общественной палаты федерального уровня, было инициировано создание региональной общественной палаты. а так же губернатор играл ключевую роль в формировании состава.

Общественная палата Нижегородской области это институт гражданского общества, который призван осуществлять связь между жителями региона с органами власти.

В результате проделанного исследования мы можем заключить, что в период с 12 января 2007 года по настоящий момент в Нижегородской области формируется новый тип общественной организации, осуществляющий согласование работы органов власти с интересами населения и поддержки развития гражданского общества.

После подробного изучения законодательств, предшествующих формированию общественных палат, можно сказать, что Закон об Общественной палате Нижегородской области лишь незначительно отличается от Федерального закона об Общественной Палате Российской Федерации.

Основа работы данного органа это – выявление на базе взаимодействия с общественными организациями актуальных проблем, в решении которых необходимо более эффективное взаимодействие общества, бизнеса, власти.

До создания данного органа в Нижегородской области не было института, выполняющего подобные функции и Общественная палата стала принципиально новым явлением.