Общие положения вовлечения женщин в государственное управление

Логика взаимоотношения полов определяется, прежде всего, особенностями истории и национальными традициями этнических общностей, населяющих каждую страну. Примат западной научной мысли над восточной по проблемам гендерных установок несколько упрощает трактовку социального статуса женщин в обществе и ее роли в сфере государственного управления.

Социально ориентированная политика независимых государств должна определять женщину как равноправный субъект общества, а не объект "охранных действий". Как равноправный субъект в утверждающемся правовом государстве, она вправе претендовать на равные возможности в разработке и принятии государственных решений, не ограничиваясь лишь исполнительными функциями, в данном случае - на государственной службе.

Демократические процессы в обществе, растущая сеть неправительственных женских организаций и политическая активность самих женщин меняют философию кадровой преемственности в половозрастном раскладе обновляющейся правящей элиты.

Исторический опыт самоутверждения женщины в обществе и вовлечение ее в сферу государственного управления имеет оптимистические прогнозы. Но нужен точный учет востребованности женщин в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере государственного управления. Дает ли наша статистика достаточную информацию о гендерном соотношении в структуре административно-управленческой элиты? В мировой практике такая статистика является основой при заслушивании руководителей по достижению равных возможностей мужчин и женщин на государственной службе. Не отработана на практике до сих пор проблема учета и анализа персонала управления[6]. Объективности ради следует отметить, что половозрастная статистка должностного состава государственных служащих Российской Федерации, введенная в стране после выхода Указа Президента РФ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", красноречиво подтверждает значимость анализа качественных и количественных характеристик персонала управления.

Кардинальный подход в реализации Указа Президента РФ видится в утверждении одной из ветвей власти, в данном случае - судебной, руководителем женщины-юриста.

Таким образом, системный подход первичного учета и отчетности гендерной статистики позволит адресно говорить о продолжающихся причинах устойчивой невостребованности женских кадров в верхних эшелонах государственных должностей. В свою очередь, такой учет будет способствовать изменению общественного восприятия к проблеме женщины у власти. Во всяком случае, гендерная статистика будет способствовать сокращению этапности в продвижении женщины по иерархической лестнице реестра государственных должностей, как это делается, например, в Великобритании. Одним из примеров перспективных методов для работы женщин является организация женской активности на межгосударственном уровне. Формирующиеся интеграционные процессы на территории экс-СССР вселяют такую надежду. Исторический опыт развития общественной активности советских женщин невозможно просто зачеркнуть из менталитета целого поколения людей, прежде всего, самих женщин, граждан независимых суверенных государств. Как показывает опыт стран Европейского Сообщества, женщины добились больших успехов в работе Европарламента, нежели в парламентах своих стран. Видимо, новые институты с учетом складывающихся реалий осваиваются демократичнее, чем традиционные. Среди депутатов Европарламента женщины от общего числа депутатов составляли 16%, в то же время в национальных парламентах присутствовало только 7%. На начало 90-х годов во властных структурах было представлено 12,5% женщин[8]. Усиление электорального влияния женщин на структуру административно-управленческой элиты красноречиво говорит о таком неординарном факте, как, например, когда в Иране в состав кабинета Правительства М. Хатами была впервые утверждена женщина не по клановому распределению или принадлежности к определенной династии, а по своим профессиональным качествам и карьерному продвижению по службе.

Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, прогрессирует в понимании одного из главных достижений цивилизации уходящего столетия: продвижение женщины на руководящие должности - это не только функция удовлетворения индивидуальных (личных) стремлений самореализации и даже не решение функций занятости, это результат проявления социального прогресса. Теория гендера возникла не сразу и не на голом месте. Это результат эволюционного процесса женского движения в уходящем тысячелетии: от зарождения феминизма в Америке, эмансипации на Западе, раскрепощения на Востоке через охранно-защитную политику материнства и детства бывших социалистических стран к равным правам и равным возможностям демократически независимых и экономически развитых государств.

Это должно найти соответственно и нормативное выражение, закрепляющее их правовой статус в современном мире. Сила социального влияния женского большинства меняет стратегию качественного соотношения государственных служащих в реестре государственных должностей. Транснациональные установки ЕЭС на достижение равной оплаты труда мужчин и женщин при равном объеме работы, социальной поддержки прав родителей по выполнению семейных обязанностей сумели сформировать профессиональный электорат среди женщин.