Опросные методы

В социологии применяются следующие основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов.

В основе опросных методов - совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и создают для исследователя необходимую информацию. По характеру взаимодействия социолога и респондента выделяют два основных вида опроса: анкетный опрос и интервью. При анкетировании опрос респондента исключает непосредственное общение с социологом.

Наибольшее распространение получил анкетный опрос, что объясняется следующими его основными достоинствами:

1) быстрота сбора информации;

2) возможность охвата очень большого числа респондентов;

3) соблюдение принципа анонимности;

4) возможность использования при анализе и обработке современных компьютерных технологий;

5) возможность лучше исследовать сложные проблемы (например, моральные, мнения о руководителях и т.д.);

К недостаткам анкетного опроса можно отнести следующие:

1) теряется контроль над процессом сбора информации (например, уклонение от ответов, недобросовестные анкетеры);

2) не дается информация о самой социальной действительности, а происходит ее отражение;

3) меньший объем получаемой информации;

4) невозможность выяснить причину противоречивых ответов;

5) собранный материал может оказаться поверхностным;

6) ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле.

Особенность процесса интервью состоит в том, что интервьюер и респондент общаются лицом к лицу и беседу ведут с глазу на глаз. Интервью может быть стандартизированное и фокусированное. Стандартизированное - задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. Фокусированное - используется как путеводитель с перечнем как строго необходимых, так и возможных (в зависимости от ответов респондентов) вариантов.

Основные достоинства интервью:

1) респондент скорее соглашается рассказать, чем написать;

2) большая возможность установить степень искренности каждого индивидуального ответа;

3) информация - более яркая, непосредственная, дополненная невербальной (несловесной информацией - жесты, мимика, голос и т.д.);

4) возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов;

5) возможность учесть изменившиеся обстоятельства.

Основные недостатки интервью:

1) необходимость более квалифицированной подготовки интервьюеров;

2) большие затраты времени;

3) невозможность задать большее количество вопросов;

4) трудности в решении проблемы анонимности;

5) определенное влияние интервьюера на респондента, особенно если один человек проводит все интервью - в результате его характер и взгляды могут повлиять на итоги исследования.

Особую роль при сборе информации играет опрос экспертов. Эксперты - наиболее компетентные (в той или иной области) люди, располагающие надежной профессиональной информацией по необходимой исследователю теме, проблеме.