Организационная структура детских групп

В психологии существует немало классификаций групп: большие и малые; реальные и формальные; специальные; детские и др. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов (реальные группы), другие лишь формальное их существование (условные группы). Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому (стабильные или относительно постоянные): школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжение своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (временные): участники групповой дискуссии, туристы, летние лагеря. Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, однако можем вступать по желанию в такие группы, как: спортивный клуб, культурные общества или социальные объединения. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Группы могут складываться стихийно, а могут целенаправленно формироваться. Современная психология выделяет официальную (или формальную) и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе.

Здесь обе структуры будут рассмотрены только с точки зрения позиций, которые личность может занять в коллективе. Официальная структура отношений — это система позиций, заданных извне, обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имеют более или менее определенные представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В школьных классах это командир, староста, физорг, редактор и так далее. «Система ответственных зависимостей» — так назвал официальную систему отношений А. С. Макаренко. В неофициальной, межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена и так далее. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу. Разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива.

Однако взаимоотношения между лидерами играют немаловажную роль для характеристики психологического климата в коллективе. Официальную структуру коллектива составляют не только лидерские позиции и другие индивидуальные позиции, но и официальные «подразделения», такие как бригады, звенья, выборные органы — редколлегия, совет справедливых, штаб соревнования и так далее, имеющие определенные функции и обладающие определенными полномочиями. В любом детском коллективе в процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы (группировки) ребят по 2, 3, 5 человек, на самых различных основаниях. Это может быть и сходство взглядов, и симпатии, и общие интересы, и одинаковое положение в классе, и близкое местожительство и так далее. Именно в группировке ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группировки он приобретает опыт общения, который так важен для формирования его личности. Экспериментально доказан факт влияния малой группы на суждения, поступки, оценки ее членов. Исследования показывают, что влияние малых групп как на развитие коллектива в целом, так и на развитие отдельной личности очень велико. Лидерство один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально- психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Лидер - это такой человек, который обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские и коммуникативные способности. Уманский Л. И. разделяет организаторские способности на три группы:

      ·   организаторское чутье,

      ·   умение оказывать эмоционально-волевое воздействие,

      ·   склонность к организаторской деятельности.

В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты:

психологическая сообразительность быстрое понимание психологических особенностей и состояния других людей, умение запоминать людей и их поступки, склонность к психологическому анализу поведения и поступков других людей и своих собственных, способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него, глубокая вера и убеждение в силе, способностях и возможностях отдельной личности и коллектива.

Практический психологический ум умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий деятельности и учета взаимоотношений между ними при постановке задач, выдвигаемых перед коллективом в его деятельности. Психологический такт умение быстро найти необходимый тон, целесообразную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в речевой адаптации к разным людям простоте и естественности в отношениях с ними, чувстве справедливости и объективности при оценке и подборе людей.

Ко второй группе организаторских качеств Л. И. Уманский относит качества, связанные с эмоционально-волевым воздействием:

общественная энергичность и способность лидера заражать своей энергией окружающих его людей (с помощью мимики, взгляда, выражения лица, жестов, позы), логически речевые и практическое воздействие через личный пример; Взыскательность, характеризующаяся смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный подход в зависимости от постоянных и временных психических особенностей и состояния людей. Критичность - способность анализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей, которая выражается в самостоятельности при проведении критического анализа вместе с коллективом, логичность и аргументированность критических замечаний, прямота и смелость, глубина замечаний, а также доброжелательность.

В третью группу качеств - склонность к организаторской деятельности Л. И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

- быть в центре внимания;

- общаться с большим количеством сверстников;

- стремиться быть лидером;

- общаться с избранным кругом сверстников;

- держаться в стороне;

- придерживаться линии сотрудничества;

- выражать доброжелательность ко всем;

- занять позицию соперничества;

- выискивать у других ошибки и недостатки;

- стремиться оказывать помощь другим.

Первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер. Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя - вожака:

1) физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;

2) личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

4) способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность

В работах А. С. Залужного уже в коллективах дошкольников выявляются вожаки, их роль может быть различной: в одних коллективах «вожак» является только инициатором и в дальнейшем руководящей роли не играет, в других – от начала до конца играет роль организатора и руководителя. Таким образом в каждом коллективе свои требования к личности вожака. У младших школьников в коллективе, который состоит из умственно развитых детей, вожак обыкновенно очень умный и ловкий и инициативный ребенок. В менее развитом детском коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает физическая сила. Лидер гораздо менее авторитетнее, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («делай, как я»). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д. Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе.

Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

Кроме формальных и неформальных, лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

- по содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

- по стилю руководства:

а) авторитарный,

б) демократический,

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

- по характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера,

б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, важно узнать какое значение для детей имеет общество сверстников. Общество сверстников - это:

во-первых, важный канал информации; по нему дети узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые,

во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, это вид эмоционального контакта.

Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает ребенку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием. Сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Д. Б. Эльконин говорит о лидерстве, как о вожачестве. Он выделяет шесть ступеней развития этого социального явления:

·  Первая ступень - пассивное вожачество. Ребенок становится вожаком по отношению группе не в силу своего собственного желания воздействовать на поведение других детей, а в силу того, что другие дети подражают ему и следуют за ним. В таком случае вожак может осуществить свою функцию, ничего не зная о ней и не интересуясь ею. Уже здесь возникает вопрос о том, почему подражают именно этому ребенку, а не какому-либо другому, то есть о качествах самого вожака.

·  Вторая ступень - активное вожачество, проявляемое в отдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».

·  Третья ступень - активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весь процесс.

·  Четвертая ступень - активное вожачество, охватывающее процесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности».

·  Пятая ступень - отличается от предыдущей тем, что в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения».

·  На шестой ступени отмечается появление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своей сферой влияния.

Стоит лишь незначительно изменить терминологию, и мы получим совершенно современную классификацию:

      ·   лидер-диктатор,

      ·   «эмоциональный лидер»,

      ·   «инструментальный лидер».

В каждом коллективе помимо лидеров есть свои отверженные. Они есть даже в младших группах детского сада. И, как правило, отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими и в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, их не зовут в совместные игры. «Если ребенок не вписывается в систему неофициальных отношений, является «изгоем». либо занимает в ней искусственную, вынужденную позицию, тогда коллектив перестает быть для него инструментом индивидуального развития. Такая ситуация по отношению к отдельным детям может возникнуть и в сплоченном, достаточно зрелом коллективе, так как отдельные дети в силу тех или иных причин не в состоянии самостоятельно занять благоприятное для своего развития место в коллективе сверстников» Л. И. Новикова. Существует стереотип, что непопулярные в классе дети, вечно терпящие нападки в коллективе, являются отличниками-всезнайками. Однако на деле совсем, наоборот - у таких детей развивается психологическая травма, отсюда и падает успеваемость. В зарубежной социометрии выработана специальная терминологическая система описывающая уровни статуса: «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые» и «отверженные». Термином «звезда» обозначают индивидуумов, которые получают наибольшее число выборов. Количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых».

К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. «Отверженным» считается испытуемый, который в эксперименте, где используются отрицательные критерии, получает отрицательные выборы. Личность может иметь иное положение в других групповых подструктурах. В связи с этим нельзя, к примеру, отождествлять понятие лидер и понятие «звезда». Лидерство относится к подсистеме общения, а не личностных взаимоотношений. «Звезда», т.е. наиболее эмоционально – притягательный член группы, не обязательно выступает доминирующим в процессе общения. «Звезда» чаще выполняет другую роль – любимиц класса. Так статус «изолированный» совсем не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Он означает только то, что в ситуации выбора ни у кого у его товарищей к нему не обнаружено симпатии выбора. Как показывает практика, в любом возрастном коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимает коллектив, это дети - «жертвы». Действительно, в «жертвах» всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих. Спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам ребенок - с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учебе и т.д.

Отвергаемые дети могут отличаться:

- низкой самооценкой и низким уровнем притязания, либо наоборот высокой самооценкой и высоким уровнем притязания;

- оценивают себя неадекватно, высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешные, чем их одноклассники (например, по учебе, наличию друзей и т.п.)

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения “непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению “микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Т. А. Репина и Л. П. Бухтиарова.