Организация социальной поддержки инвалидов в Челябинской области

В соответствии с 181-ФЗ органы государственной власти Челябинской области как субъекта РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:[18]

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;

4) разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов.

Органами государственной Челябинской власти области создана система работы с инвалидами. Основное внимание Правительства области обращено на предоставление льгот и осуществление реабилитационных мероприятий.

Все основные льготы инвалидам на территории области предоставляются в течение последних лет в полном объеме.

Сегодня в Челябинской области приняты и реализуются следующие нормативно-правовые акты в области социальной защиты инвалидов:

Закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. №19-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года» (с изменениями от 27 сентября 2007 г.).[19]

Закон Челябинской области от 27 марта 2003 г. №143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» (с изменениями от 30 декабря 2004 г.)[20]

Постановление Губернатора Челябинской области от 27 сентября 2007 г. №309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов»

Постановление Губернатора Челябинской области от 22 февраля 2007 г. №62 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Челябинской области» (с изменениями от 19 октября 2007 г.)

Кроме того, для реализации приоритетных мер по совершенствованию социальной защиты инвалидов в Челябинской области в 2006 году была принята Областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» на 2007-2010 годы.

Целью Программы являются создание благоприятных условий для реабилитации и интеграции инвалидов в современное общество, а также повышение уровня их жизни.

Основными задачами Программы являются:

1) создание и совершенствование системы организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;

2) укрепление материально-технической базы и оснащение современным оборудованием реабилитационных организаций;

3) обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

4) совершенствование областного рынка технических средств реабилитации и расширение перечня реабилитационных услуг для инвалидов;

5) осуществление мероприятий по поддержке предприятий, единственным учредителем которых являются общественные организации инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест;

6) обеспечение социального партнерства органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления с общественными организациями инвалидов;

7) снижение административных барьеров на пути самореализации инвалидов.

Сегодня в Челябинской области идет процесс становления социального партнерства органов государственной власти с областными общественными организациями инвалидов. С 1999 года регулярно работает Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере социальной защиты инвалидов и ветеранов, созданная Губернатором Челябинской области. В 2005 и 2007 годах проводились совещания Губернатора Челябинской области с председателями областных общественных организаций инвалидов. В целях содействия продвижению продукции и расширению экономических связей предприятий, использующих труд инвалидов, а также организаций, производящих специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, в Челябинской области третий год проводится межрегиональная выставка «Равные возможности», ведется работа по организации и проведению массовых мероприятий (областные спортивные соревнования, творческие фестивали и т.д.). Вместе с тем оказываемой областным общественным организациям инвалидов помощи недостаточно, они нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

Сегодня в области организации социальной защиты инвалидов Челябинской области необходимо, прежде, всего, создание системы профилактики и реабилитации детей-инвалидов, объединяющей усилия всех ведомств и учреждений в решении вопросов комплексной реабилитации детей-инвалидов, расширение видов и типов реабилитационных учреждений и перечня реабилитационных услуг.

В Челябинской области проблема доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и к информации является актуальной.

Инвалиды, страдающие нарушением функции опорно-двигательного аппарата, не всегда беспрепятственно могут посещать организации торговли, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства, государственные и муниципальные организации, вокзалы, учебные заведения, библиотеки. Причины этого – не приспособленный для инвалидов пассажирский транспорт, лестницы, узкие пороги, неровные тротуары.

Не всегда в полном объеме создаются, обеспечивающие инвалидам равные со всеми гражданами возможности в использовании объектами социальной инфраструктуры, особенно часто это происходит при проведении реконструкции существующих зданий или изменений их функционального назначения.

Не обеспечен в полном объеме доступ инвалидов по зрению к информации. Слепые и слабовидящие люди испытывают потребность в тифлосредствах, в учебной, справочно-информационной, научной и художественной литературе, издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля и записанной на магнитофонных кассетах.

Не получают необходимую для жизни информацию инвалиды по слуху, так как не удовлетворяется их потребность в сурдосредствах. Отсутствует сурдоперевод общественно значимых, информационных и других телевизионных программ. Как на федеральном, так и региональном телевидении.

Для решения этих проблем необходимо существенное изменение политики и практики в социальной сфере, направленное на обеспечение инвалидам и маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и к информации. Реализацией этих направлений должно заниматься Министерство социальных отношений, с учетом существующего федерального и регионального законодательства, а также действующей в Челябинской области системы социальной защиты инвалидов.

Таким образом, для создания в Челябинской области полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество необходимы выполнение объемных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. При этом основным субъектом разработки и координации программ по организации социальной защиты инвалидов должно стать Министерство социальных отношений Челябинской области, как субъект реализации единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки.

Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов Челябинской области необходимы совершенствование деятельности учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов, как на областном, так и на муниципальном уровнях, формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, реализация мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, расширение перечня современных технических средств реабилитации и реабилитационных услуг.