Основатели американской социологии

Л. Уорд: от "генезиса" к "тезису"

Лестер Франк Уорд (1841-1913) считается одним из основателей и классиков американской социологии. Он прожил яркую и интересную жизнь. Социологию ему пришлось преподавать только в течение семи лет. Но и здесь он достиг немалого, успев стать первым президентом Американского социологического общества и выпустить в свет несколько учебников. Только на закате своей карьеры, в 1906 г., Л. Уорд становится преподавателем социологии - возглавляет кафедру в университете Брауна. Л. Уорд написал первый в Америке учебник по социологии. Главной целью своей жизни Л. Уорд считал создание социологической системы, которая помогла бы человечеству достичь расцвета и благосостояния. Он писал: "Предмет социологии - человеческие достижения. Они подразумевают не то, чем человек является, а то, что он делает. Достижение - это не структура, а функция". Л. Уорд подразделял социологию на две части - чистую и прикладную. Чистая, или теоретическая социология имеет дело с "генезисом", т.е. истоками и процессом развития социальных явлений. Прикладная, или практическая социология касается изменений в обществе, которые вызывает сознательное вмешательство человека. Целенаправленное, творческое воздействие людей на общественные явления он называл "телезисом"

(telesis). Таким образом, в социологическом учении Л. Уорда выделяются две составные части - генезис и телезис. Они обозначают два начала - природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Природа - царство генезиса, т.е. жесткого детерминизма, эволюции живого в соответствии с непреложными биологическими законами. Общество - царство телезиса, т.е. индивидуальной свободы, частного предпринимательства, управляемых на основе разумно поставленных целей и законов. Когда человек не может управлять чувствами, это значит, что им правит "генезис", что он во власти природной стихии. Когда же человек подчиняет чувства разуму и сознательной цели, он во власти "телезиса". Несомненно, в своем творчестве Л. Уорд, как и многие другие американские социологи конца XIX - начала XX вв., отталкивался от эволюционных идей Спенсера и Конта. Но остался ли он на этих позициях до конца? Анализируя учение А. Уорда, необходимо отметить, что ему, быть может, как никому в мире, удалось органично соединить жесткий натурализм Спенсера с гуманистически, ценностно ориентировано социологией.

Его историческая заслуга состоит в том, что он одним из первых в США попытался освободить социологию от биологических пут. Он верил в преобразующие возможности социологов, которые должны-де, управлять государством на основе изучения социологических законов. Подобно Конту, он мечтал заменить политику социологией. Следует присоединиться к точке зрения М. Бурового, заметившего: “Ранняя американская социология, возникнув в конце XIX в., была движима контовским стремлением развить пауку об обществе, которая сделает политику ненужной. Это, например, было бы верно в отношении самого раннего курса по социологии - "Социологической динамики" Л. Уорда" Американская социология в конце XIX в., как и французская социология в начале XIX в., начиналась с утопии и пророчества. Но если контовский утопизм был обращен к всемирной истории и социальному макрокосму, то уордовский утопизм - к обыкновенному человеку и социально-психологическому микрокосму. О. Конт - социальный аутсайдер, человек, стоящий вне академического мира и вне государственной деятельности, - остался социальным прожектером. Л. Уорд - социально ангажированный деятель, академический ученый, государственный муж, подвижник - вошел в историю как социальный реформатор.

У. Самнер и Социология культуры

Уильям Грехем Самнер (1840-1910) считается одним из основателей американской социологии. Из ранних американских социологов, пожалуй, он один упоминается в современных учебниках по социологии как ее классик. У. Самнер известен еще как экономист и публицист, о чем свидетельствуют названия его книг: "Американские финансы" (1875), "Александр Гамильтон" (1890), "Финансисты и финансы американской революции" (1891), "История

банковского дела в США" (1896), "Забытый человек и другие эссе" (1913). У. Самнер был весьма плодовитым, его перу принадлежит около 20 книг. В области социологии главными считаются "Народные обычаи" (1906) и четырехтомная "Наука об обществе", написанная в те годы, когда он был профессором политической и социальной науки в Йельском университете, но опубликованная после его смерти (1927-1929).

Общество, согласно У. Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Каждая группа заботится о сохранении своей целостности. Достигается это при помощи норм - особых правил, вырабатываемых группой и определяющих, что и как должны делать индивиды в различных ситуациях. У. Самнер разработал целую классификацию социальных норм.

Обычаи (folkways) описывают нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы. Они напоминают правила приличия, например требование, пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и культур.

Нравы (mores) - более строгий вид норм. К нарушителям нравов группа применяет жесткие санкции вплоть до изгнания. Они составляют групповую мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. "Нравы помогают делать что-либо правильно и избегать неправильных поступков", - писал У. Самнер.

Законы, третий вид норм, он подразделял на две категории:

1) обычное право,

2) формальное право.

Первый тип является кристаллизацией традиционной практики, второй - государственной деятельности. Нравы включают философские и этические оценки поступков. На обычаях и нравах основываются "естественные" институты, например, религия, семья, собственность, а на законах - "предписанные" институты (банки, система выборов). Институт - одно из ключевых понятий социологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уорд повторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность науки управления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем к сиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные и коллективные привычки, обычаи, традиции. Под его влиянием американские социологи отвернулись от глобальных проблем человечества, сосредоточившись на изучении малых дел и конкретных проблем.

Гиддингс и "Социализированный индивидуализм"

Франклина Генри Гиддингса (1855-1931) называют в числе отцов "фундаторов" американской социологии. Он создал научную школу в Колумбийском университете, где первым среди американцев получил должность "полного профессора" (1894). В 1908 г. его избирают президентом Американского социологического общества.

Теоретически Ф. Гиддингс формировался под влиянием психологического эволюционизма Спенсера, у которого общество рассматривалось как этап космической эволюции, где каждая новая ступень аккумулирует достижения предыдущих и строится на них. (Отметим: в России сходные идеи развивал Н. Д. Кондратьев (1892-1938), у которого "мир общественно-человеческих явлений" представляет высшую, десятую ступень эволюции макрокосма) Социологическое учение Ф. Гиддингса базировалось на двух центральных понятиях - понятиях сходства и возбуждения. Он так отзывался о социологии: "Многообразие форм поведения - предмет психологии общества, которую иначе называют социологией, наукой статистической по своим методам, стремящейся, во-первых, факторизировать множественность поведения, во-вторых, объяснить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию и функционирование в терминах.1) возбуждения и 2) сходства (большего или меньшего) частей реагирующего механизма.

Людей Ф. Гиддингс подразделял в зависимости от степени развития у них "сознания рода". Оно подобно коллективному сознанию или коллективному разуму, который организует, сплачивает и управляет социальным целым. Экономические и социальные кризисы, всеобщее противостояние обостряют чувство общности, интенсифицируют "сознание рода". Народ сплачивается. "Сознание рода" исключает тех, кто принадлежит к иной расе или культуре. Оно усиливает сплоченность и укрепляет стабильность общества. Возможно, поэтому Ф. Гиддингс был против массовых миграций и переселений, которые "разжижают" нацию, делают ее смешанной, гетерогенной. Помочь в сплочении нации может социальная инженерия и социальный реформизм, а исходные принципы им дает социология. В обществе, которое заинтересовано в процветании, должна победить социологическая технократия. Но не насильственным путем. Ф. Гиддингс был твердым приверженцем западной демократии и, подобно своему духовному учителю Спенсеру, выступал против социализма, считая его антиэволюционной теорией. Его "социализированный индивидуализм" и "социетаризм" напоминали больше о свободе предпринимательства Самнера.

А. Смолл и Социология интересов

Албион Вудбери Смолл (1854-1926) прославился не столько как теоретик или исследователь, сколько как организатор социологической науки. И в этой области его вклад невозможно переоценить. Достаточно сказать, что А. Смолл был основателем и руководителем первого в мире социологического факультета в Чикагском университете (1892), Американского социологического общества и "Американского социологического журнала" (1895). Совместно с Дж. Винсентом он издал первый американский учебник по социологии "Введение в изучение общества" (1894). Среди его публикаций выделяются следующие учебники и научные монографии: "Общая социология" (1905), "Адам Смит и современная социология" (1907), "Значение социальной науки" (1910), "Между эпохами: от капитализма к демократии" (1913), "Происхождение социологии" (1924). Ценным вкладом в изучение истории американской социологии специалисты называют его статью "Пятьдесят лет социологии в Соединенных Штатах", опубликованную в майском номере "Американского социологического журнала" (1916). Социологию он ценил скорее как инструмент улучшения общества и наилучшую основу для развития социального планирования. А. Смолл негативно относился к спенсеровскому эволюционизму, к идеям о том, что обществом правит борьба за существование и конкуренция. Общество, полагал А. Смолл, должно быть единым, крепким, базирующимся на общечеловеческих ценностях и христианской этике. Предметом социологии у А. Смолла выступает изучение интересов и социального контроля. Человеческие интересы он разбил на шесть категорий:

1) первичные, или интересы здоровья, включающие питание, секс, работу;

2) интерес к богатству, улучшению материального благосостояния;

3) социабильный интерес, или общение;

4) познавательные интересы;

5) интерес ко всему прекрасному;

6) заинтересованность в соблюдении справедливости и правопорядка.

А. Смолл не оставил после себя след в истории социологической теории. Он считал, что социология должна давать практические рекомендации для социальных реформ, которые призваны улучшать деятельность социальных институтов. Однако без изучения творчества А. Смолла неполной окажется история раннего периода американской социологии. Его значение в том, что он был среди тех, кто закладывал основания социологии интересов в США.

История страны и ее интерпретации

Если государства Западной Европы уже в начальный период интенсивного освоения Нового Света. Согласно распространенной точке зрения, определялись и скреплялись скорее общей историей и культурой, идеей или “мифом”, чем географическим пространством, то колонизованная Америка впервые годы после обретения независимости представляла собой пространство, не имеющее четких “идеологических" границ (как, впрочем, и физических). Действительно, американское государство было образовано нетрадиционным способом - на “пустом" месте, не имевшем истории в европейском смысле слова, являвшемся лишь придатком европейских государств и, следовательно, фрагментом их истории. Но рядом с религиозным воодушевлением, идеей “спасения посредством истории" уживается республиканская озабоченность судьбой Америки как уникального эксперимента, исход которого не предопределен.

Со второй половины XIX века, особенно после Гражданской войны, социальная структура Соединенных Штатов претерпевает целый ряд стремительных трансформаций, вызванных экономическими (индустриализация и распространение свободных рыночных отношений), социальными (миграция с востока на запад и из сельской местности в город, иммиграция, сама по себе порождающая целый ряд характерных проблем) и политическими факторами. Те протестанты, которыми уже тогда вполне владела идея общеамериканского “союза” (ковенанта), столкнулись с новыми препятствиями: урбанизация разрушала замкнутость соседских общин, “первичных групп", ввергая всех в новую городскую жизнь с ее специфическими соблазнами. Недаром была популярной поговорка “Бог создал деревню, а человек - город". Атомизация и дезинтеграция общества, социальная дифференциация и сегрегация, превращение религиозных сообществ в “сообщества потребителей", увеличение неанглосаксонского населения воспринимались как угроза. Ведь для отгородившегося от мира пуританина “любое соприкосновение опасно, чужие расы и идеи, обычаи и тела чужих несут в себе зародыш гибели или заразы”. С точки зрения протестантизма, в версиях о возможности “царства божьего" в пределах истории устроенное подобным образом общество потенциально опасно, и его многочисленные грехи могут стать барьером на пути к “спасению”. Столкновение нормативного порядка белых протестантов северо-востока, главных “идеологов” американской исключительности, с “другими” повлекло за собой эрозию и релятивизацию их социальных мифов, вызвала у некоторых из них “культурный шок”, апокалиптические видения грядущего хаоса и гибели. В связи с описанными изменениями возникла проблема легитимации институционального порядка американского общества. Появились две легитимационные программы: протестантская и социологическая.