Основные направления демографической политики в РФ

Анализ социально-демографической политики в странах Восточной Европы позволяет судить о действенности и значимости предпринятых мер, выделить наиболее перспективные направления расходования государственных ассигнований. Активизация демографической политики с 60 годов в этих странах была вызвана известной тенденцией к сужению воспроизводства населения, проявившейся во всей Европе. В этих условиях система мер государственной политики преследовала цели стимулирования рождаемости, противодействия тенденции формирования однодетной семьи и т.д. Это не нарушает суверенного права каждой семьи в принятии решении о ее размере, числе детей, времени их рождения. Для осуществления этого права широко развивалась медицинская и просветительская помощь семье, особенно молодой, расширялось предложение современных средств контрацепции, позволяющих регулировать число рождений с меньшими потерями для здоровья женщин.

В числе мер активной демографической политики важное место заняла система государственной экономической помощи семье. Эта помощь призвана оказать материальную поддержку семье в связи с увеличением ее состава, компенсировать утраченный доход временно неработающей матери в период ухода за малолетним ребенком, создать благоприятные жилищные условия для растущей семьи и реальные перспективы поддержания этих условий на уровне общественно нормального стандарта. Поддержка благосостояния растущей семьи - одно из серьезных средств стимулирования деторождении, поскольку определенные потребительские установки современной семьи непосредственно влияют на планируемый ее размер.

Благодаря развитию системы прямых денежных выплат, дополнительных льгот в натуральной форме, кредитов молодым семьям и т.д., а отчасти и относительно благоприятному фактору вступления в возраст формирования семьи многочисленных контингентов послевоенных лет рождения в 70-е годы в большинстве восточноевропейских стран удалось задержать падение рождаемости. В конце 70-х годов и особенно в 80-е годы в большинстве этих стран тенденции снижения темпов естественного прироста населения усилились. Снижение рождаемости объясняется в определенной степени отдаленными последствиями войны: вступлением в возраст формирования семьи поколений, родившихся в годы низкой рождаемости конца 50-х - начала 60-х годов. В то же время усилилось воздействие социально-экономических факторов на сроки формирования семьи, ее размер, прочность брака.

В формировании благоприятных установок репродуктивного поведения важная роль принадлежит мерам моральной поддержки личности и семьи. При сегодняшних трудностях и проблемах сочетания работающей женщиной своих производственных и материнских обязанностей производственный авторитет женщины-матери оценивается весьма низко. Поэтому необходима благоприятная атмосфера вокруг семьи в период формирования ее общественно одобряемого размера. В государственных постановлениях в 1984 г. вменялось в обязанность каждой семье иметь трех-четырех детей, запрещались аборты. В 1985 г. были значительно увеличены государственные пособия на детей, особенно многодетным семьям, имеющим более 3 детей.

Приоритет в решении задач непосредственного стимулирования рождаемости все больше перемещается в сторону обеспечения женщинам условий для лучшего сочетания труда в общественном производстве с рождением и воспитанием детей, прежде всего развития социальной инфраструктуры. Это соответствует интересам современной образованной женщины и принятой ею иерархии ценности работы и семьи. Поэтому в демографической политике более высоко оценивается участие государства, расширяющееся в соответствии с экономическими возможностями, в материальном обеспечении детей.

Конкретные формы государственной помощи семье в связи с рождением ребенка можно сгруппировать следующим образом: оплачиваемый отпуск по беременности и родам, дополнительный частично оплачиваемый отпуск сверх послеродового, пособия единовременного и постоянного характеpa, льготы и кредиты на приобретение жилья и домашней обстановки. Рассмотрим их содержание и социально-демографические последствия.[2]

Отпуск по беременности и родам по мере роста экономических возможностей в настоящее время длится примерно от 4 до 6,5 месяца по странам. Нормальная продолжительность этого отпуска в днях составляет в соответствии с законодательством Болгарии от 120 до 180, Венгрии - 168, Польше и Румынии- 112, Постоянное внимание в социальной и демографической политике к совершенствованию этого вида помощи семье предопределяется тем, что в многолетней практике выявились его демографическая действенность, позитивное влияние на принятие решений в семье о рождении второго и даже третьего ребенка.

Эффективное воздействие этой меры на рождаемость при оптимальной продолжительности отпуска и ощутимой поддержке материального положения семьи с возросшим уровнем нагрузки иждивенцев в ней объясняется тем, что длительный оплачиваемый отпуск одновременно решает несколько взаимосвязанных сложных проблем современной семьи, для которой и воспитание детей, и трудовая карьера матери представляют признанную ценность.

Благодаря такой форме помощи семье реализуется ее стремление обеспечить домашнее воспитание своему ребенку в том возрасте, когда он в наибольшей степени нуждается в материнском уходе и эмоциональных контактах с матерью, и одновременно сохранить место работы матери, получать частично заменяющее заработок пособие.

В 70-е годы дополнительный отпуск при рождении первого ребенка не предоставлялся. Это объясняется тем, что при ограниченности социальных ресурсов, предусматривалось сконцентрировать средства на помощи семье с двумя и тремя детьми. Однако в последние годы длительный оплачиваемый отпуск был распространен и на матерей, родивших первого ребенка. Это важно не только в связи с необходимостью обеспечить благоприятные условия домашнего воспитания и для первого ребенка. Стало очевидным, что такая поддержка новой семьи оказывает непосредственное психологическое воздействие на принятие решения о рождении последующих детей. [2.] Трудности молодой семьи, воспитывающей первого ребенка, отражаются на решении о рождении следующего, поэтому действенная помощь в этом случае может стимулировать и дальнейшее продолжение формирования семьи, не ограничиваясь однодетной.

Для покрытия скачкообразно возрастающих расходов семьи при появлении новорожденного важную поддержку семье оказывает государственное единовременное пособие.

Наиболее весомым видом материальной помощи семье, воспитывающей несовершеннолетних детей являются ежемесячные пособия. Они предназначены покрывать заметную часть расходов семей по содержанию и воспитанию детей и одновременно стимулировать рост семьи и рождение детей, особенно вторых и третьих. С этой целью размер пособия дифференцируется: он нарастает, начиная со второго ребенка и снижается с четвертого- пятого. В последнее время в европейском регионе произошло изменение понятия «многодетная семья». Ею стала считаться семья, имеющая уже троих детей. При этом, поскольку очевидно, что расширенное воспроизводство населения может осуществляться в наибольшей степени за счет массовых трех-детных семей, а не семей с пятью и более детьми, доля которых в числе рождений невысока, экономические меры стимулирования рождений сосредоточились именно на создании наиболее благоприятных условий для рождения третьего ребенка в массовой семье.

В ряде стран величина ежемесячного пособия дифференцируется в зависимости от уровня доходов семьи: в Польше и Румынии семьи с более низким душевым доходом получают значительно большее пособие. Пособие выплачивается, как правило, до исполнения ребенку 16 лет, а при продолжении образования - до его завершения.

Одной из действенных мер демографической политики стала помощь молодым семьям в приобретении самостоятельного жилья, отдельного от родителей. Оказание помощи молодоженам в получении жилья и улучшении жилищных условий осуществляется по трем основным направлениям:

предоставление молодоженам государственных целевых долгосрочных кредитов для уплаты взносов при вступлении в кооператив, для покупки готового дома, модернизации или расширения занимаемой жилой площади, приобретения оборудования и мебели, предметов длительного пользования через Госбанк и сберкассы (под невысокие процентные ставки);

предоставление безвозмездной помощи либо беспроцентных ссуд предприятиями, организациями на выплату первого взноса для вступления в ЖСК либо на строительство индивидуального дома, часть этих ссуд при определенных условиях списывается;

ежегодное выделение определенной части вновь построенных квартир молодым семьям из жилого фонда местных органов власти.

В восточноевропейских странах выделены также меры, облегчающие молодой семье приобретение домашнего имущества. Опыт показал, что автоматическое списание задолженности по кредитам на строительство жилья и приобретение домашнего имущества при рождении каждого из троих детей оказывает явное стимулирующее воздействие на рождение вторых и третьих детей в семье.

Анализ комплексной системы социальной помощи семье в восточноевропейских странах помогает формировать новые подходы при выработке направлений социально-демографической политики в предстоящие годы. Действующая ныне у нас система социальной помощи семье не дифференцирована по регионам, а ситуация в области социальных и демографических проблем семьи в них коренным образом отличается. В результате основные средства социальных фондов сосредоточиваются в подавляющей и всевозрастающей части в тех регионах, где демографические процессы не нуждаются в стимулировании и где относительно более низкая доли работающих женщин. Очевидно, что в условиях ограниченных возможностей государства в выделении централизованных средств на социальные цели требуется их целенаправленное использование в первую очередь на те нужды, которые выражают потребности всего общества.

Назрела необходимость дифференцированной демографической политики в разрезе регионов в соответствии с фактической ситуацией и задачами в ее регулировании. Неоправданно в сегодняшних условиях распределять социальные средства независимо от уровня экономического развития регионов, потребностей воздействия на демографическую ситуацию в них, от разницы в величине прожиточного минимума, определяемого климатическими условиями и национально-историческими особенностями жизни семьи.

Мировой опыт подтверждает, что меры демографической политики государств исторически и территориально формируются по двум главным направлениям: во-первых, стимулирование демографической активности населения в странах с суженным воспроизводством населения и, во-вторых, распространение мер сознательного планирования семьи на основе ограничения рождений до того уровня, при котором общественная опека семей с детьми может быть ощутимой и рациональной (опыт развивающихся стран). Результаты мирового опыта не могут не учитываться при выработке демографической политики у нас, поскольку аналогичные различия характерны и для отдельных республик страны и им должны соответствовать разные направления социально-демографической политики, которая не может оставаться единой, как до сих пор.

Очевидно, что назрела необходимость разделения мер на централизованные и региональные и соответствующего разделения ассигнований. В последнее время в принятых законах по оказанию помощи семье предусматривается сочетание централизованных и местных ассигнований при финансировании выплат на детей. Однако остаются едиными, не дифференцированными нормативы помощи, границы минимального уровня дохода на члена семьи, при котором предоставляется помощь.

В концепции социально-демографической политики требуется новый подход к обоснованию социальных выплат по территориям. Очевидно, что нельзя в масштабе всей страны оперировать единым показателем прожиточного минимума и предоставляемого пособия, поскольку покупательная способность одной и той же суммы средств не равновелика по территориям. Для районов Центра, Сибири и Севера необходимые расходы на одежду, питание, жилье вдвое втрое превышают показатели южных республик. Поэтому в разных регионах должны применяться дифференцированные минимальные границы душевого дохода, дающие право на пособие семье, и разный размер гарантированной помощи, так как величина прожиточного минимума не может не учитывать влияния региональных и климатических особенностей.

Нельзя считать правильной единую систему пособий для страны и в связи с тем, что в регионах сложилась прямо противоположная демографическая ситуация: от депопуляции в одних до быстро нарастающих проблем перенаселения в других. Исходя из мирового опыта, необходимо отказаться от искусственной поддержки высокого прироста рождений в перенаселенных районах на основе централизованных средств и перейти к политике ограничения деторождении и сознательного планирования семьи. В южных республиках продолжает культивироваться многодетная семья как атрибут особого национального достоинства, хотя в мировой практике доказано, что многодетная семья в массе не может быть экономически самостоятельной. Поэтому и возникли программы ООН по оказанию помощи развивающимся странам в борьбе с перенаселением и регулированию деторождении.

Однако в современной действительности, как свидетельствует опыт, экономической и социальной опорой общества в формировании наиболее образованного, сознательного и активного в труде поколения становится молодежь, выросшая в полноценной двух трехдетной семье, а не многодетной. Более того, в многодетных семьях все больше распространяется психология иждивенчества, порождаемая низкой экономической и социальной ответственностью родителей и их стремлением максимально переложить на плечи общества важнейшие функции семьи по материальному содержанию и воспитанию детей, оставив за семьей как основную рождение.

Очевидно, что экономическое и духовное благополучие общества зависит в первую очередь от развития массовой двух трехдетной семьи, в которой вырастает подавляющая часть полноценного молодого поколения, наиболее подготовленного трудового потенциала. Поэтому в расходовании средств на социальные нужды назрела неотложная необходимость ориентироваться в первую очередь и в большей мере на расширение помощи двух трехдетной семье.

Центральным ориентиром современной социальной и демографической политики становится помощь работающей женщине-матери в обеспечении наиболее целесообразного сочетания ее производственной и материнской функций. Эта помощь должна наилучшим образом учитывать интересы ребенка, его здоровья, полноценного воспитания, имея в виду как потребности в домашнем и коллективном воспитании, так и интересы матери, стремящейся, имея полноценную двух трехдетную семью, сохранить свою профессиональную активность, проявить себя в общественно-трудовой сфере.

Накопленный более двух десятилетий опыт восточноевропейских стран и наш собственный опыт по предоставлению матери длительною (более года) оплачиваемого отпуска сверх послеродового по уходу за ребенком показал, что эта мера, особенно при условии весомого размера выплат, заметно влияет не только на ускорение первых рождений, но и на повышение доли вторых и третьих рождений в общем числе родившихся. Не вызывает сомнения важнейшая роль данной меры для обеспечения ухода за малолетним ребенком, особенно до 1,5 года, в домашних условиях.

В то же время опыт показывает, что введение длительного отпуска до достижения ребенком 3 лет (Венгрия, Польша, Чехословакия) даже при условии его достаточной оплаты, близкой к заработку, не решает до конца проблем, связанных с трудовыми интересами значительного числа женщин-матерей, если мы хотим их ориентировать на рождение двух-трех детей. Выключение из профессиональной деятельности на 9 (и даже на 6) лет современной женщины, имеющей высокий образовательный уровень, в возрасте наибольшей трудовой активности противоречит все более распространяющимся притязаниям современного поколения женщин на самореализацию в трудовой сфере.

Практика тех стран, где частично оплачиваемый отпуск по уходу за малолетним ребенком предусматривается до достижения им 3 лет, свидетельствует, что значительная часть женщин возвращается на работу ранее -при исполнении ребенку 1,5-2 лет. Это связано, во-первых, с потребностью увеличившейся в размере семьи в более весомом источнике дохода, поскольку пособие значительно ниже зарплаты. Вторая причина возвращения на работу матерей до окончания трехлетнего отпуска после рождения ребенка, значение которой возрастает, - это стремление современной женщины к продолжению трудовой карьеры и производственному росту.

В отличие от России в этих странах за каждой молодой семьей признано право на приобретение самостоятельного жилища, отдельного от родителей, независимо от уровня их совместной обеспеченности жилой площадью. В то же время в отличие от нашей практики молодая семья, как и подавляющая часть населения, может рассчитывать, как правило, только на приобретение жилья с вложением собственных средств по линии кооперативного и индивидуального строительства, а не на бесплатное его предоставление. При этом доступность таких форм приобретения жилья для молодой семьи гарантируется как долгосрочными кредитами на самых льготных условиях, гак и безвозмездными дотациями, особенно в связи с рождением детей.[3]

Демографическая политика-это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять, или изменять тенденции динамики численности, структуры расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение, и изменение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи политики формируются, как правило, в политических программах, и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительственных и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах.

Цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Цели могут быть заданы в виде целевого требования, нелепого показателя или системы показателей, достижение которых интерпретируются как реализация целей демографической политики.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Основные направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.д. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально- экономические проблемы мерами демографической политики иногда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:

- экономические (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.

- административно-правовые (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.д.

- воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в взаимодействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обуславливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этно - культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения.

Демографическая политика имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками ксеоний для решения быстро прирастающего населения или установления привилегий трех-детным семьям римскими императорами до политики « одна семья- один ребенок» в современном Китае.

Возникновение античного государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей.

Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряла возрождение. Религиозные доктрины востока, преобладавшие в Китае, Индии, Персии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме обет безбрачья считался высоким духовным идеалом.

В средние 20 века изменившиеся экономические условия способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье - воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагались, как правило, только взрослое население.

В 17 веке Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обуславливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией.

Многие русские государственные деятели и ученые 17-19 веков поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать. Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну.

Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М. В. Ломоносова « О сохранении и размножении российского народа».

При императрице Екатерине 2 были отменены «венечные памяти», облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше /детей.

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводило ошибочную роль главною лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Послевоенное развитие демографической политики определялось во многом дискуссиями вокруг программ планирования семьи в странах третьего мира и практической деятельностью, связанной с их реализацией. Социально-политические предпосылки появления такого акцента в демографической политике было существенное изменение политической карты мира, освобождение от колониальной зависимости десятков развивающихся стран.

Многие политики и ученые увидели в планировании семьи и регулировании рождаемости единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований.

В коллективном труде « кризис народонаселения и использование мировых ресурсов» (Гаага 1964 г.) включающем статьи видных государственных и общественных деятелей и ученых разных стран мира, для противостояния росту населения и возрождающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалась проводить активную демографическую политику, принимая на государственном уровне решения связанные с регулированием рождаемости.

Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о демографической политике разных стран мира ООН проводит периодические правительств по вопросам политики в области населения.

Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах подготовленных в 1990 году отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы:

1) Финансовая помощь семьям:

- семейные пособия;

- гранты на образование;

- субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей;

- налоговые льготы семьям с детьми.

2) Политика помощи женщинам в осуществлении их действенной роли:

- отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей;

- специальные льготы женщинам в области занятости (работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы и т. д.)

- развитие системы дошкольного образования.

3) Политика помощи одиноким родителям:

- особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями;

- финансовая помощь.

4) Политика повышения стабильности семей:

- регулирование минимального возраста вступления в брак;

- законодательное регулирование разводов.

5) Политика планирования семьи:

- обеспечение средствами контрацепции;

- политика в области абортов.

Завершая разговор о демографической политике, следует отметить и новый акцент в постановке проблем политики в области народонаселения, связанный с высказываемыми предложениями о необходимости мировой политики населения, дополняющей национальные политики и согласование целей в ее проведении на национальном уровне.

Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в нашей стране в принципе никогда не делалось. Можно лишь упомянуть несколько официальных документов, где прямо или косвенно говорилось о необходимости демографической политики. Так, в принятом в 1944 году Указе Верховного Совета СССР упоминалась необходимость « поощрения многодетности» и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных (пособия на детей в многодетных семьях) и моральных (государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей). Лишь в начале 1970годов о демографических и политике в области народонаселения заговорили на высоком уровне(партийно-государственных), а демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составную часть социально-экономической политики, управление развитием народонаселения.

В правительственных документах 1970-1980гт. неоднократно декларировалось озабоченность обострением проблем народонаселения и подчеркивалась необходимость проведения более адекватной демографической политики, учитывающей региональные особенности. Реализуемые меры были ориентированы на создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений, на усиление государственной помощи семьям с детьми, на сокращение смертности и заболеваемости, совершенствование охраны материнства и детства. Обращалось внимание на содержание роста крупных городов, на продолжающийся отток молодежи из села, на проблемы мобильности населения и необходимость большего участия населения трудоизбыточных регионов в решении народнохозяйственных задач.

Среди экономистов, достаточно распространенной была позиция, связывающая цели демографической политики в основном с проблемами формирования трудовых ресурсов.

Экстенсивный и трудозатратный характер нашей экономики обусловливал и адекватный взгляд на население и на семью как источник будущих работников. Поэтому дефицит трудовых ресурсов, обозначившийся в 1980 годы, заставил директивные органы обратить большое внимание на проблемы демографии и семьи, согласиться с предложениями демографов об усилении внимания к демографической политике и семье. До 1981 года меры демографической политики сводились, по сути дела к экономической и моральной поддержке и даже поощрению многодетности и экономической поддержке малообеспеченных семей. В той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни социального ни демографического эффекта.

Комплекс мер демографической политики, введенных в СССР в 1981 1983годы, а в РСФСР1981-1988 годов содержал принципиально новые принципы и меры поддержки семьи. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей - создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений.

В соответствии с заявленной позицией о необходимости усиления государственной помощи с детьми, поддержка семей единовременными пособиями начиналась с рождения первого ребенка, а не с третьего, как было ранее. Был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года. Отпуск оплачивался одинаково, независимо от очередности рождения, от доходов и других характеристик семьи. Предриятиям и организациям было представлено право выдавать семьям кредит после рождения первого ребенка на 8 лет без процентов.

Реализация данных мер в сочетании с крайне неблагоприятной для роста рождаемости возрастной структуры, сложившейся в первой половине 1980годов явно способствовало росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987года.

Оценивая демографическую политику в 1970-1980годы, следует исходить из того факта, что вытеснение проблем демографии и семьи в периферию приоритетных проблем социальной политики, характерное для этого периода, обуславливало и явно недостаточное внимание социальных наук к проблемам демографической политики. Это отражалось в структуре научных институтов, исследовательских центров, в планах научной работы и финансировании исследований по проблемам населения, семьи и демографической политики.

Структурные факторы, обуславливающие рост рождаемости в середине 1980годов достаточно быстро исчерпали себя и с 1983года, начался новый этап снижения рождаемости, а также, чтобы улучшить охрану здоровья матери и ребенка, с 1989-1990годов был поэтапно увеличен с 56 до 70 дней дородовой отпуск.

Начинавшая в конце 1980годов реформа пенсионного обеспечения существенно ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семья с детьми. Это значительно повысило роль региональной демографической политики.

В 1988-1989годы Госкомтруд СССР, НИИ труда Госкомтруда СССР и Центр по изучению проблем народонаселения МГУ подготовили методические материалы по разработке республиканских программ в области народонаселения. Такие программы, рассчитанные на срок до 2000года и на более длительный период, должны были учитывать специфику демографического поведения в районах с разным типом воспроизводства населения, теснее увязывать региональные цели и средства для их достижения. В числе приоритетных программ предполагалась и подпрограмма «Молодая семья», опробированная к тому времени на проблемах и в условиях Москвы, где она была принята к реализации в 1988году.

В большинстве республик СССР в 1989-1990годах были разработаны региональные программы развития населения на период 2000года, включающие меры помощи семье с детьми, меры по снижению смертности, охране материнства и детства, регулированию миграции и т. д. Республики самостоятельно определяли приоритеты в целях своей политики с учетом свих ресурсных возможностей, а также подключали к реализации политики средства местных советов и предприятий.

Госкомтрудом СССР в 1990году была разработана Концепция социальной защиты населения при переходе к рынку. В ней был сформулирован ряд основных принципов, в частности, принцип всеобщности в гарантировании прямой поддержки всем нетрудоспособным членам общества. Были намечены два возможных подхода к соотношению роли Центра и регионов:

- каждый уровень обеспечивает социальные гарантии из своего бюджета;

- сочетание и взаимодополнение мер и бюджетных средств разного уровня и создание союзно-республиканских программ. Госкомтрудом СССР в 1990году были подготовлены «Основы государственной политики по улучшению положения женщин, семьи, органы материнства и детства». В частности, было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни.

Ряд новых мер был введен в правительственном постановлении «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рынку».(1990г.): единовременное пособие в размере трехкратной минимальной зарплаты, пособия на детей от 1,5 до 6 лет и др. меры.

Провозглашение Россией суверенитета и распад СССР поставили вопрос о выработке в России демографической политики, учитывающие новые экономические, социальные, политические условия. Демографическая политика в Российской Федерации до 1991 го да было составной частью общесоюзной, единой для всех СССР политики. Собственную демографическую политику(на уровне Федерации) Россия не формулировала и не проводила. В конце 1980годов была начата разработка долгосрочной целевой программы развития населения РСФСР. После провозглашения Российской Федерации суверенитета официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось.

Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, сохранили и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуют существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства.

В условиях существенной экономической реформы по переходу к рыночной экономике проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует новая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Пособия периодически увеличиваются с учетом инфляции.

Сокращение населения Российская Федерация, которое наблюдается с конца 1991 го да, интерпретируется различными политическими силами как прямой результат реформ, используется в политической борьбе как аргумент против курса и тактики реформ. Правительством Российская Федерация намечены меры по изучению перспектив демографического развития Российская Федерация, решению неотложных проблем населения. Разработана «Концепция государственной семейной политики», одобренная 12мая 1993года национальным советом по подготовке и проведению международного года семьи.