Основные направления и мероприятия демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Особую сложность демографической политики как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней индивидуальных, семейных, групповых и общественных, локальных, региональных, и общегосударственных, экономических, социально - политических, экологических и этно-культурных, ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции, и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность демографической политики. Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Демографическая политика реализуется через комплекс различных мер. Специальная литература выделяет четыре группы мер проведения демографической политики.

Первая группа включает в себя нормативно-правовыеакты (законы, указы, постановления и т.п.). К ним относятся:

законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности; охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции;

имущественное положение матери и детей при распаде брака;

социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей;

обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей;

законы, регулирующие процессы, происходящие в миграции населения.

Все нормативные акты, призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать цели демографического развития страны. Подобное, к сожалению, отсутствует, особенно в миграционной сфере. Более того, нормативные акты в области регулирования миграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развития РФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своей деятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. Идеология Концепции демографического развития РФ должна пронизывать всю нормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения.

Вторая группа - экономические меры проведения демографической политики. Они весьма разнообразные и достаточно затратные. К ним относится:

оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей;

пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи (возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале);

преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости

ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д. - для повышения рождаемости.

Третья группа мер - информационно-пропагандистские. Главная задача - подготовка общественного мнения в необходимости проведения демографической политики, отвечающей национальным интересам страны. К ним относятся:

формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

политика планирования семьи;

половое образование молодёжи;

гласность по вопросам половых отношений.

Эти меры мало затратные и в принципе их осуществление должно опережать введение не только экономических, но и, возможно, нормативно-правовых мер. Задача этой группы мер - подготовить общественное мнение в направлении проведения той демографической политики, которая адекватна национальным интересам страны. Для сегодняшней России информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Четвертая группа взаимосвязанная с предыдущей, охватывает мероприятия организационного характера. К ним относятся:

создание властных структур в странах, занимающихся решением демографических проблем;

создание общественных организаций (советов, фондов и др.), работающих по конкретным демографическим проблемам;

создание советов консультаций и т.п., занимающихся решением проблем семьи, в том числе и многодетных;

создание служб доверия, помогающих молодым семьям;

совершенствование работы служб, занимающихся созданием информационной базы о демографических процессах, в т. ч. о миграции населения;

создание и поддержка служб ведущих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, курением.

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время. Самый важный пласт политики - это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями - социальные гарантии.

В последнее время меры демографической политики принимает всё большее число правительств разных стран. Эти меры комплексные: в высокоиндустриальных странах (ВИС) и новых индустриальных странах (НИС) эти меры направлены на поощрение рождаемости (пронаталистическая политика). В развивающихся странах демографическая политика направлена на снижение рождаемости. Так в демографической политике Европы выделяются два направления:

1. Какую-то долю в воспитании детей берёт на себя государство. Определённая часть национального дохода распределяется как помощь семье. Существуют пособия социального страхования, премии и различного рода льготы, направленные на содержание детей. Предоставление кредитов на благоприятных условиях. Натуральные финансовые пособия - это пособия, относящиеся к здравоохранению, образованию.

2. Ко второму направлению относятся такие меры, как: выплаты пособий матерям (единовременные при родах); отпуск матери после родов; отпуск по уходу за ребёнком; семейные пособия (начисления к заработной плате); скидки в налогообложении; сокращение рабочего дня работающих матерей; формирование сети детских дошкольных учреждений; жилищные льготы, социальное обслуживание; регулярные ежемесячные выплаты до тех пор, пока ребёнок не достигнет определённого возраста; помощь матерям-одиночкам в решении жилищной проблемы; приобретение молодыми парами квартиры в рассрочку. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, а при рождении ребёнка долги могут быть списаны.

Пронаталистическая демографическая политика особенно выражена в Швеции и во Франции. А в Исландии молодожёнам выдаются ключи от квартиры при заключении брака. Такая демографическая ситуация и политика характерна для большинства экономически богатых стран.