Основные понятия теории конструирования гендера

Биологический детерминизм, как подход в понимании отношений между полами, подвергся серьезной критике сторонниками социального конструирования гендера, которые утверждают, что воспитание разных навыков и психологических качеств у девочек и мальчиков в ходе социализации, разделение труда между женщинами и мужчинами, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы представляют собой процесс конструирования гендерных различий.

Биологический детерминизм представляет собой подход, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как производные принадлежности к биологическому полу. Таким образом, закрепляется внеисторизм и эссенциализм (сущностная неизменность) сложившихся отношений между полами и вообще, социальными группами, различающимися по биологическим признакам. Богу - богово, человеку – человеческое, негру - рабство, белому – президентское кресло. Природа человека, с этой точки зрения, двойственна – все на свете делится на «мужское» и «женское».

Гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах, которые оказывают влияние на мужчин и женщин. В теории социального конструирования гендера различают три ключевых понятия: пол, принадлежность к полу и гендер.

До начала 1970-х годов существовало сравнительно четкое представление о том, что пол - это анатомически и физиологически неизменная величина (константа), приписанный индивиду статус. Гендер же рассматривался феминистскими исследовательницами как «достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами». Однако, то обстоятельство, что гендерная идентификация личности происходит в раннем детстве, уже к 5 годам жизни (а К. Миллер говорит даже о возрасте 18 месяцев), а в дальнейшем происходит процесс лишь ее укрепления и обогащения накапливаемым опытом, ставит под сомнение тезис о том, что гендер является достигаемым статусом.

Другими аргументами против восприятия пола, как врожденной анатомической константы, стали такие явления как гомосексуализм, транссексуализм, а также возникновение и осмысление новейших биологических открытий.

Те же процессы переосмысления происходят и в развитии социальных и гуманитарных наук. Явления, которые еще в недавнем прошлом рассматривались как антисоциальные, в современном понимании выступают как проявления многообразия социальных норм поведения.

Вывод заключается в том, что выявленные биологической наукой различия в наборе хромосом у мужчин и женщин, которые проявляются в период половой зрелости и в репродуктивной сфере, вряд ли также могут послужить сильным аргументом в пользу оправдания различий в социальных позициях женщин и мужчин.

Первая попытка разграничить понятия пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 году, профессором Калифорнийского университета. Изучение проблем транссексуалов натолкнуло его на вывод о том, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность.

Появление новых открытий в науке вкупе с их теоретическим осмыслением, приводит исследователей к выводу, что пол - это совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к определенному биологическому полу, что «не только роли, но и сама принадлежность к полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия».

По мнению Е. Гоффмана, универсальными инструментами идентификации пола человека являются внешний вид, голос, почерк, однако, практика показывает, что не существует таких признаков внешности, которые однозначно свидетельствовали бы о принадлежности к тому или иному полу. Черты лица, волосяной покров, размеры конечностей, голос, одежда, украшения, прическа не могут сегодня однозначно служить половыми идентификациями. При условии возникновения проблем идентификации пола возникает коммуникационный сбой, если же пол известен, то коммуникация работает, и этот процесс идентификации пола происходит в ходе повседневного взаимодействия и определяется культурным контекстом. Таким образом, «гендер - с точки зрения теории социального конструирования - это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском, как базовых категориях социального порядка».

Социальный порядок предполагает социальное воспроизводство «мужского» и «женского». Но как только происходит нарушение этого устоявшегося порядка и общепринятых норм, инициатор этого нарушения оказывается в ситуации гендерной проблемы. «Нетипичное» поведение начинает противоречить общепринятым нормам, а его автор может оказаться непонятым обществом. Социальный порядок в настоящее время устроен таким образом, что принадлежность к тому или иному полу содержит в себе элементы иерархии и власти, в соответствии с которыми мужчины считаются существами более высокого ранга по отношению к женщинам. Согласно этой иерархии те задачи, функции и ценности, которые принадлежат мужчинам, гораздо выше по значению, чем те, которые относятся к женщинам. В обществе четко прослеживаются элементы гендерной асимметрии – то есть проявления неравенства в социальном статусе женщин и мужчин, которые обнаруживаются в различных сферах.

При рассмотрении гендера как постоянно создаваемого взаимодействия особое внимание необходимо уделить средствам, при помощи которых происходит процесс воспроизводства обществом гендерного неравенства. Предметом исследования сторонников теории социального конструирования гендера становятся разные сферы социальной жизни – общественная и частная.

Общественная сфера условно подразделяется специалистами на политическую, экономическую и символическую. В каждой из этих сфер происходит процесс создания и воспроизводства отношений между полами.

В политической сфере четко просматриваются элементы гендерной асимметрии, поскольку женщины лишены полноправного участия в политической жизни общества. По данным мировой статистики на долю женщин в среднем приходится лишь 10 % мест в парламентах мира и 6 % в национальных правительствах. Это притом, что женщины составляют более половины населения планеты. Неравное положение женщин в политике по сравнению с мужчинами возникает не только потому, что женщины больше загружены в быту и семье, лишены достаточных средств для проведения избирательных кампаний или не видят социальной несправедливости в своем низком политическом статусе. Это происходит еще и потому, что в процессе социализации за женщиной прочно и труднопреодолимо закрепляется роль «матери», «труженицы» и «хранительницы семейного очага». С точки зрения теории конструирования гендера, важно изучение влияния имиджей политического лидера-мужчины и политического лидера-женщины. Проблема политического лидерства женщин требует серьезного изучения, общество очень трудно преодолевает существующие гендерные стереотипы и трудно свыкается с возникновением женского лидерства в политике.

В экономической сфере процесс гендерной стратификации привел к возникновению глубокой гендерной асимметрии, которая проявляется в воспроизводстве неравных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда и занятости, замешанных на неприкрытой дискриминации женщин. В экономике, на рынке труда четко прослеживается деление на мужские и женские сферы занятости. Исходя из сложившейся ситуации, исследователи делают вывод, что «стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и традиционных сферах занятости».

Профессиональный статус женщин во всех сферах экономики гораздо ниже, чем у мужчин, соответственно, это ведет к медленному карьерному росту и низкому профессиональному статусу.

Другой аспект проблемы состоит в том, что уровень безработицы среди женщин намного выше, чем среди мужчин. Женщины – первые кандидаты на увольнение в случае различных кризисов, а при найме на работу преимущество явно отдается мужчинам. Другим показателем существующего положения женщин на рынке труда является низкая оплата труда женщин; при этом за одну и ту же работу женщины получают только часть заработка мужчин. Нарушение принципа равной оплаты за равный труд наблюдается повсеместно. Кроме того, происходит заметный процесс вытеснения женщин с высокооплачиваемых, перспективных должностей.

Особое место в общественной сфере социальной жизни принадлежит средствам массовой информации, которые не только постоянно воспроизводят гендерные образцы, но активно их усиливают, чем усугубляют и без того болезненные проблемы гендерного порядка. Современные СМИ сосредоточились на акцентировании внимания на символике, которая относится к тому или иному полу. Создается целый ряд образов, которые навязывают возможный выбор для мужчин и женщин. Это «супермужчины и суперженщины, феминистки и традиционные женщины». В разных обществах средствами массовой информации муссируются образы мужчины и женщины в соответствии с социальным заказом, установкой, которая формируется на уровне государственной власти. Как уже отмечалось, в этом процессе важен уровень развития демократических институтов и уровень развития и восприятия гендерной культуры общества.

Частная сфера представляет собой еще одну сферу конструирования гендерных отношений, едва ли не ключевую, которая охватывает семью и весь спектр отношений, связанных с этим социальным институтом. Сюда относится вся совокупность межличностных отношений, которые возникают в родственном окружении человека. Именно дом и семья рассматриваются сторонниками теории конструирования гендера и как источник определенного женского опыта, и как «источник подавления женщины», где наиболее активно протекает процесс вытеснения женщин в домашний мир. Все, что связано с понятием домашнего мира, оказывающим влияние на воспроизводство гендерных стереотипов, требует серьезного анализа для определения путей выхода из замкнутого круга традиционной гендерной социализации, прочно замешанной на патриархатных установках в отношении гендерных ролей.