Основные принципы идеологии национальной независимости Узбекистана

Идеи и идеологии отличаются друг от друга своими специфическими местом и значением в жизни определенных народов и обществ. Эти различия базируются на национальных особенностях. Наша идеология является идеологией национальной независимости, она соответствует демократическим идеалам, общечеловеческим ценностям, Конституции нашего государства, национальной культуре и обычаям, свободе совести, гуманизму, плюрализму мнений.

Основными принципами идеологии национальной независимости называются направления, определяющие особенности ее формирования, способы, а также возможности ее реализации. Принципы идеи национальной независимости находятся во взаимной связи, сочетают в себе национальные и общечеловеческие ценности.

Принцип верховенство закона является правовой основной идеологии национальной независимости.

Правовое содержание данного принципа определено в статье 12 Конституции нашего государства: «В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной».

Конечно, государство как политический институт является гарантией стабильности и постепенного развития страны. Оно является политическим учреждениям, т.е. управляющим, организующим и мобилизующим институтом. Вы хорошо знаете по теме «Узбекская модель развития», что государство является главным реформатором. Оно обеспечивает социально-политическую стабильность в обществе, национальную безопасность, верховенство закона, социальную справедливость. Мы строим гражданское общество, опираясь на национальные и общечеловеческие ценности, богатое наследие нашего народа, опыт развитых государств. У нашего народа есть пословица «Посоветуешься – не проиграешь». Приобретение прочного места в нашей жизни общечеловеческих демократических принципов зависит от того, как мы осуществляем цели и устремления, отраженные в системе законодательных актов нашей Республики и нормах международного права.

Права, свободы человека и принципы свободомыслия определяют социальную сущность идеологии национальной независимости. В Конституции и законах нашли своё полное отражение права и обязанности гражданина. Принципы идеологии национальной независимости реализуются, опираясь на эти правовые основы. Однако требуется глубокое осознание сути демократии, способов общения между органами власти и гражданами.

Одним из общечеловеческих принципов, к которому человечество стремилось испокон веков, является свобода совести. Она имеет более широкое содержание чем понятие «свобода убеждения». «Свобода убеждений» означает веру человека в пределах какой-либо религии или выбор какой-то идеи по собственному усмотрению. А «свобода совести» означает не только веру в рамках какой-либо религии, но и отсутствие такой веры. Безрелигиозность (атеизм) или набожность человека не являются основанием для его обвинения или восхваления. Этот принцип означает свободу человека в вере, убеждении, его жизнедеятельность в соответствии с законами общества.

Принцип идеологии национальной независимости, утверждающий плюрализм мнений, есть основное условие создания демократического общества. Этот принцип выражает гармонизацию различных мнений, разнообразных взглядов людей на основе общих целей. Именно эта гармонизация превращает идею национальной независимости в действующую силу.

Еще одним из принципов идеологии национальной независимости является гармония между национальными и общечеловеческими ценностями. Этот принцип служит важным идейным направлением в укреплении веры людей в деле строительства великого будущего, в повышении политической культуры граждан, в правильном осознании ими проблем прогресса.

Верность национальным ценностям – есть опора идеи независимости. Этот принцип означает то, что каждый гражданин Узбекистана обогащая и защищая свои национальные ценности, создаёт, тем самым, возможность передачи их будущим поколениям. Представители всех наций и народностей, проживающих в нашей Республике, имеют возможности сохранять и развивать свои родные языки, культуру, обычаи. Основными аспектами этого принципа являются уважение, изучение исторического наследия, культурных богатств и непреходящих ценностей.

Идеология национальной независимости, без сомнения, связана с убеждением человека в необходимости иметь богатый духовный мир. Осуществление этого связано, прежде всего, с формированием всесторонне образованных, духовно, умственно и физически зрелых людей. Воспитание здорового, совершенного поколения, формирование духовности свободного гражданина тоже входит в ряд этих задач.

Важное место занимает активное участие личности в идеологических процессах, внедрении понятий и принципов идеологии национальной независимости в сознание и души других людей. Активная, целеустремленная личность лучшим образом доведет до людей смысл идеологии национальной независимости, которые превратятся в знамя, ведущее народ к точно определенным целям.

Еще одним принципом, на который опирается идеология национальной независимости, является специфичный для нашего народа коллективизм. Он считается важной особенностью нашего общества, основой социального сотрудничества и взаимного согласия. Коллективизм особенно ярко проявляется в махалле. Кстати, 2003 год объявлен в Республике годом Махалли.

Внедрение любой идеи, в том числе идеи национальной независимости в сознание и сердца людей начинается, прежде всего с семьи. Здесь идеи посредством нравоучений старших, личного примера отцов, любви матери переходят от поколения к поколению, от человека к человеку, сохраняются в сознании молодого поколения. По этой причине создаются условия для консолидации (сплочения) общества и укрепления государства. В таких семьях воспитываются совершенные люди. Идея национальной независимости становится основной их убеждения и мировоззрения.

В процессе реализации идей национальной независимости важное значение приобретает система: «личность – семья – махалля», специфичная для нашего национального образа жизни. Сформировавшиеся в семье вера и убеждение, стиль поведения, умственный потенциал и образ мышления еще более развиваются в условиях махалли, питаясь от взаимной дружбы и сотрудничества.

На Востоке махалля и органы самоуправления осуществляли дела в основном опираясь на общественное мнение. Вынесение социально значимых (жгучих) вопросов на обсуждение общественности осуществлялось в центрах махалли – чайханах, караван-сараях, во время свадеб, поминальных обрядов и на хашарах.

Идеология национальной независимости является духовным критерием, определяющим того, как каждый наш соотечественник выполняет свой долг и ответственность перед своей семьей, обществом, страной и народом.

Это означает, что каждый человек, проживающий в Узбекистане и связывающий свою судьбу с этой священной землей, своей махаллей и семьей, должен жить не тем чувством – «Что дала Родина мне?», а тем ответственным чувством – «Что я делаю для развития моей Родины, процветания махалли, благосостояния семьи?»

Дальнейшее углубление процесса демократизации жизни общества является одним из принципов идеологии национальной независимости. Практически этот принцип означает обеспечение претворения в жизнь намеченных целей, определенных программ и принятых решений.

Формирование основ гражданского общества и расширение деятельности демократических институтов – длительный процесс. Президент И. Каримов в этом отношении отметил, что демократия должна превращаться в ценность общества, в богатство каждого человека. А это не мгновенное дело. Демократия, которая не находит свое место в культуре народа, не может быть составной частью его образа жизни. Нужен длительный процесс освоения принципов демократии.

Каждое общество, государство должны сами выбирать приемлемые для себя пути демократического прогресса. Узбекистан тоже выбрал приемлемый для себя путь. Демократия восточного типа имеет несколько своеобразных аспектов. Это – коллективистский гуманизм, философски обоснованная умеренность (мера). Считается, что демократия, по своей сути, есть культура, основанная на мере. А сама мера означает равновесие между правом, обязанностью и ответственностью, свободой и равенством.

Система выборов, государственность, политические движения, общественное мнение, средства массовой информации – все это имеет на Востоке специфические особенности. Это относится и к традициям выражения доверия к власти.

В жизни народов Востока идея справедливого и мудрого правителя развивались, начиная со времен создания «Авесты». Ярким подтверждением этого служит и то, что в деятельности полководца Амира Тимура приоритетным был принцип «Сила – в справедливости».

Мыслители Востока считали государство средством обеспечения, прежде всего, двух важных факторов прогресса общества: утверждение социальной стабильности и реализация принципов социальной справедливости. Законодательство и системы моральных норм служили именно этим целям. Примером может быть «Уложение» Тимура.

Словом, в жизни народов Востока, в том числе и узбекского народа испокон веков были своеобразные демократические традиции. Благодаря прирожденной доброжелательности и способности усваивать общечеловеческие идеи наш народ стремится к использованию современных демократических ценностей.

Демократия исторична как и само человечество. Она применяется в различных формах деятельности человека. Заки Валиди Туган об этом писал так: «У демократии нет единообразного, единственного рецепта (образца). Её цель состоит в предоставлении нациям и государствам возможности жить в соответствии со своими желаниями. Демократия может быть различной у разных наций. Однако есть её основное условие: присоединяясь к ответственности нации и общества, необходимо подчиняться законам проводимых дел в соответствии с этим присоединением. У англичан, в Америке, Швеции, Норвегии дела построены таким образом. А в России этого нет. В 1919 появились хорошие демократические партии; но как только большевистская партия пришла к власти, она ликвидировала другие партии и установила невиданную в истории деспотическую систему. Всеобщность чувства ответственности в государственных делах – есть также вопрос воспитания и обычая, связанный с культурным совершенствованием народа».

В современной восточной демократии ярко проявляются толерантность, взаимное согласие, взаимопочитание, великодушие, учтивость, уважение старших, любовь к родной стране и подобные своеобразные черты. Они приобретают важное значение в реализации идей национальной независимости. Претворение в жизнь этой идеи осуществляется в тесной гармонии с реализацией концепции И. А. Каримова «От сильного государства – к сильному обществу».

В процессе реализации идеи национальной независимости важное место занимает свобода личности. Только человек, который знает свои права и обязанности, опирается на свои силы и возможности, самостоятельно относится к окружающим событиям и явлениям, соблюдает гармонию между своими личными интересами и интересами страны и народа, только такой человек сможет верно оценить принципы нашей национальной идеи.

Понятие «свобода» являются очень емким понятием, имеющим положительные и отрицательные аспекты. Если личность стремится к разумному использованию материальных и духовных благ, при этом если не наносит вреда интересам других, – это есть положительный аспект свободы. Наоборот, если человек не признаёт свободу и интересы других в процессе достижения своих целей, то такая «свобода» приобретет отрицательный смысл.

Таким образом, основные принципы идеологии национальной независимости имеют многоохватный характер; они приобретают важное значение в реализации наших, жизненно важных интересов.