Особенности кино как социального института и вида искусства

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. [13]. Российский социолог М. С. Комаров пишет, что реализация институтом социально значимых функций «обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения».[18]

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализация индивидов. Белорусский социолог А. П. Лимаренко относит кино к категории института воспитания и культуры. [18]

Кино как социальный институт включает целый комплекс разнообразных социальных ролей, в том числе зрителя и режиссера фильма, критика и продюсера, актера и сценариста, администрацию телеканала, кинотеатра или студии видеозаписи. Кино играет важнейшую роль в социальной структуре современного общества, удовлетворяет потребности различных социальных групп, и поэтому подчиняется вкусам зрителей. Как важнейшая социально-психологическая сила, кино освобождает зрителя от фрустраций и напряжения прошедшего дня, от тоски и многочисленных фобий, от чувства вины или незащищенности. Это отнюдь не «бегство» от проблем, но очищение души и возвращение индивида обществу «отдохнувшим», а иногда и обретшим новое понимание себя и другого.

Фильм ужасов очищает подсознание от страха смерти или болезни, комедия снимает конфликт между обществом и индивидом; специфика детектива - не только в романтике большого города, но и в провозглашении права каждой человеческой личности на защиту от любых посягательств извне. [19]

Кино как вид искусства появилось в XIX веке. Официальным днём рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года. Именно в этот день в Париже состоялся первый публичный показ «Синематографа братьев Люмьер».[2]

Кино было вызвано к жизни, прежде всего потребностями развития художественной культуры. Речь идет о давней мечте человека "оживить" изображение. Кроме того, следует отметить характерное для искусства на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков стремление к предельной документально-фотографической достоверности, натуральности художественного образа. Была и еще одна причина - социально-педагогического характера: потребность общества в массовых формах культуры как средстве социализации и организации досуга, что стало особенно актуальным в связи с невиданными прежде масштабами миграции населения из села в город, из страны в страну, с континента на континент.[2]

Кино, благодаря своим специфическим возможностям, смогло удовлетворить все эти потребности, явившись одновременно и дешевым массовым зрелищем, и влиятельным фактором социализации, а впоследствии и доступным широкой аудитории новым, стремительно развивающимся видом искусства.

Киноискусство представляет собой синтетический вид искусства, образы которого, функционируя в координатах пространства и времени, создают уникальную художественную модель жизни во всём многообразии её социальных и духовных проявлений.

Конечно, кино не единственное синтетическое искусство, в этом качестве оно наследует, прежде всего, опыт театра, который соединяет в единое целое такие составляющие, как литература, актерская игра, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим), музыка, танец. Однако в отличие от театра, кино объединило входящие в его состав художественные компоненты на технической основе. Разнородные элементы фильма взаимопроникают друг в друга, рождая целостные экранные образы, которые лишь умозрительно можно разъять на составляющие. [20]

В самом фильме ни один из его компонентов не имеет автономии, хотя вне фильма они могут быть представлены как относительно самостоятельные явления: киноэскизы экспонируются на выставках, киномузыка звучит в концертах, киносценарии публикуются в альманахах, журналах, отдельными изданиями, на кинофестивалях премий удостаиваются как фильмы в целом, так отдельные участники коллективного кинотворчества. Существуют премии за лучший сценарий, за лучшую актерскую работу, операторское искусство, за костюмы. И все же в образной структуре фильма все его слагаемые находятся в единстве, формируя целостную картину мира. Кино нередко воспринимается как сама жизнь, схваченная врасплох, "увиденная из окна". Но это не так: жизнь на экране смоделирована по законам искусства. Кинообраз может вообще не иметь прототипа в реальности, а быть сконструирован из ее элементов, запечатленных на пленке. Кино, в отличие от театра, способно убедительно и достоверно представить то, чего никогда не было как события, как факта, чего в принципе не могло быть в реальном мире, а было создано за монтажным столом или с помощью компьютерной графики. [3]

Театральный спектакль - это реальное событие, происходящее на глазах зрителя, который является одновременно и свидетелем, и участником творческого процесса, влияя на его характер своей реакцией: аплодисментами, смехом, покашливанием.

Театральный спектакль обладает способностью трансформироваться, откликаясь на импульсы зрительного зала, развиваться, совершенствоваться и, к сожалению, стареть, "уставать", утрачивать былую энергию. Фильм же и через много лет остается абсолютно неизменным. Стареет зритель, меняется восприятие фильма, отношение к нему, но не сам фильм.[18]

Театр и кино - это смежные искусства, как и более позднее телевизионное искусство, которые находятся друг с другом в отношениях "соперничества-содружества", не отменяя и не подменяя, а дополняя и взаимообогащая друг друга.