Особенности современной западной социологии

Вопросы социальной организации и управления интересовали мыслителей, ученых, политических деятелей на протяжении всей человеческой истории всегда особым образом. Но только в XX столетии начинается их научная разработка, которая ведется в рамках не только теоретических, но и эмпирических исследований. Оформление социологии организации и управления в самостоятельное направление связано с работами целого ряда более или менее известных ученых. Так, в 1903 году немецкий исследователь А. Г. Келлер вводит в научный оборот термин "социетальность", призванный отразить особенность системных процесса и закономерностей в обществе, их организационно-организмический характер. И хотя идеи Келлера остались практически незамеченными в научном мире, именно с ними следует связывать появление социетологии как социологической дисциплины, предметом которой является системная организация общества и ее специфически-системные закономерности [2, 121].

Особенностью социетологического подхода является формализм и сугубо теоретический характер. Рассматривая социальную жизнь, социетология отвлекается от ее содержания. Это обусловлено системной природой всех общественных явлений и процессов. В самом деле, экономические, политические, социальные, идеологические и прочие проявления общественной жизни непременно имеют системный аспект, "чувственно-сверхчувственный" или метафеноменологический. И соответственно его исследование входит в компетенцию теоретической социологии (социетологии). В современных условиях с развитием синергетики социетология обогащается новым дополнительным смыслом. Социальные системы анализируются в связи с процессом энтропии — источника системной дезорганизации. В вышедшей в Париже в 1989 г. книге "Маловероятностный порядок: энтропия и социальный процесс" ее автор М. Форсе подвергает пересмотру практически всю классическую и современную социологию (Спенсер, Парсонс и др.), построенную на идее равновесных системных состояний. Основываясь на принципах синергетики, Форсе считает, что опасность для общества представляют не конфликты, а, напротив, "стремление" к порядку, гармонии, что эквивалентно энтропии, т.е. в конечном счете системной гибели общества.

Соединение теоретического и эмпирического подходов в изучении социальной организации удачно осуществил американский инженер Ф. У. Тейлор (1856—1915), разработавший и внедривший в практику систему научной организации производства (труда), получившую название тейлоризма. В свое время М. Вебер сформулировал важный принцип: организация — это рациональность! Тейлор и занялся рациональной организацией производства, трудовой деятельности на промышленных предприятиях. Причем делал он это на основе строгих эмпирических исследований. Так родилась развивающаяся на стыке теории и практики самостоятельная дисциплина научной организации труда (НОТ). Ее исходные принципы Тейлор изложил в ряде работ: "Управление фабрикой", "Принципы научного менеджмента" и др.

Обычно Тейлора представляют основоположником научного менеджмента. Однако само понятие "научного управления" ("научного менеджмента") было введено в науку американцем Луисом Бравдейсом годом ранее, в 1910 г. (книга Тейлора "Принципы научного менеджмента" появилась в 1911 г.). Заслуга Тейлора состоит в том, что он наполнил это понятие его действительным содержанием, строго соответствущим идее рациональной организации, отвечающей общей природе капиталистического производства. Вот как сам Тейлор определяет смысл и цель своей концепции: "Максимальная прибыль предпринимателя!". При этом он руководствуется постулатом: рабочий ленив! Роста производительности труда можно достичь лишь путем принуждения на основе научной организации труда, что, в свою очередь, предполагает, во-первых, стандартизацию орудий, условий, методов работы; во-вторых, усиление контроля; в-третьих, соответствующую подготовку (обучение) рабочего. Инициатива в управлении и организации производственных процессов принадлежит всецело руководителю — он единственный несет ответственность за все "дело" (бизнес).

Таким образом, тейлоризм строится на "принудительном сотрудничестве" рабочего и предпринимателя, монополизирующего функцию рациональной (мыслительной) организации, тогда как рабочий уподобляется "животному", "машине", "винтику" и т.п. Правила и законы, изданные администрацией, формулы и схемы организации трудовой деятельности, разработанные на основе научного наблюдения, экспериментов, хронометража и т.д., должны быть выгодны, в свою очередь, и рабочему, ибо они обеспечивают более высокий заработок. В тейлоризме нашел свое выражение общий дух протестантской этики, которая образует основу американского бизнеса: деньги должны быть заработаны трудом! Именно в связи с таким общим подходом к организации тейлоризм в гуманистической литературе справедливо именуют "машинной системой", "машиной выжимания пота" и т.п. Идеи и практические разработки Тейлора были в последующем развиты и дополнены учеными супругами Ф. и Л. Гилбретами, много сделавшими в области стандартизации трудовых операций, а также Г. Гангом, особое внимание обратившим на роль производственного планирования, распределение производственных задач и функций, а также способы и размеры поощрения за высокопроизводительный труд. В большей мере, чем Тейлор и Гилбреты, Гант подчеркивал роль в производстве человеческого фактора. Благодаря его начинаниям наряду со сдельной оплатой труда в практику внедряется премиальное поощрение сверхнормативных результатов [4, 115].

Значительный вклад в теоретическую и практическую разработку вопросов организации внес французский инженер, руководитель крупной горнодобывающей и металлургической компании А. ФАИОЛЬ, Именно он стоит у истоков собственно научного менеджмента, ибо им заложены основы и принципы организации административной деятельности. Разработки Файоля (его основной труд называется "Общий и индустриальный менеджмент") вошли в науку как административная школа. И если Тейлор смотрел на администрацию "снизу вверх", то Файоль — "сверху вниз". Менеджмент Файоль рассматривает как единый процесс или систему взаимосвязанных друг с другом управленческих действий-функций. Предметом научного менеджмента и является собственно управленческая деятельность, которая, в свою очередь, представляет собой особый и специфический вид человеческой деятельности. Файоль сформулировал пять основных элементов, из которых складывается административная деятельность (их называют еще "функциями администрации", или "административными функциями"):

 предвидение

планирование

организация

координация

контроль

Управление, по Файолю, — не "исключительная привилегия", а функция субъектов организации "на всех уровнях" — от рабочего до высшего руководителя. Но вот распределение ответственности подчиняется иному принципу: чем выше уровень в организации, тем ответственность больше! Организация и управление заключаются в том, чтобы определить и создать структуру предприятия и производства, распределить функции каждого участника производственного процесса. Предприятие Файоль — что очень характерно! — называет "социальным организмом". Управлять им — значит вести его к цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в наличии ресурсов.

Управление — это "функция", и как таковая она имеет шесть форм:

1)"технической, или технологической деятельности",

2) "коммерческой деятельности" — закупка, продажа, обмен,

3) "финансовой деятельности" — поиск капитала и эффективного его использования,

4) "защитной деятельности" — защита собственности и личности,

5) "бухгалтерской деятельности" — инвентаризация, составление балансовых ведомостей, составление статистики, подсчет издержек,

б) "администрирования". Таким образом, администрирование, административная деятельность, по Файолю, — только один особый вид управления.

Очень важными в учении французского исследователя являются положения о зависимости эффективности управления от знания (субъективной компетенции, образования, квалификации), а также о самой "административной науке" — ее суверенности и важной роли в практике организации и управления. Именно с учетом этих двух обстоятельств Файоль формулирует 14 принципов науки управления и организации, т, е; научного менеджмента.

1. Разделение труда (специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы за счет сокращения количества целей, на достижение которых направлены затраты труда работающего).

2. Полномочия и ответственность (делегирование каждому работающему прав, полномочий, достаточных для того, чтобы он мог нести полную ответственность за выполнение назначенной ему работы).

3. Дисциплина (подчинение работающих четко обозначенным условиям соглашения между ними и руководством предприятия, а также применение управляющими справедливых санкций к нарушителям дисциплины).

4. Единоначалие (работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним — своим непосредственным начальником).

5. Единство действий (объединение в группу всех действий, имеющих одинаковую цель, и осуществление их по единому плану).

6. Подчиненность личных интересов коллективным (преобладание интересов организации над интересами индивидов).

7. Поощрение персонала (получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд).

8. Централизация (делегирование полномочий пропорционально уровню ответственности).

9. Скалярная цепь (неразрывная цепь команд, по которым передаются все распоряжения и осуществляется коммуникация между уровнями системной иерархии управления — "цепь начальников").

10. Порядок (рабочее место для каждого работника, каждый работник на своем рабочем месте).

11. Справедливость (проведение по справедливости в жизнь установленных правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи).

12. Стабильность персонала (ориентация работающих на лояльность по отношению к предприятию и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть существенно снижает эффективность работы организации).

13. Инициатива (стимулирование работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ).

14. Корпоративный дух (гармония интересов персонала и организации для обеспечения единства усилий).

Организационная теория Гьюлика — Урвика. Эти два имери-канских ученых работали вместе и стали соавторами ряда исследований. И даже работы, написанные каждым в отдельности, по целому ряду пунктов объединяют общие идеи.

Согласно представлениям Л. Гьюлика, административная деягельность включает:

1 — планирование (постановка задач, разработка способов их решения),

2 — организацию (создание формальной структуры подчиненности, координация деятельности для достижения цели),

3 — укомплектование штата (подготовка кадров, работа с личным составом и пр.),

4 — руководство (функция принятия решения и оформления его в виде приказов, распоряжений, инструкций и т. п.),

5 — координацию (согласование действий всех подразделений в рамках единого целого),

6 — отчетность (обеспечение информацией вышестоящих инстанций о ходе работы, достижении целей, решении производственных задач и г. д.),

7 — составление бюджета