Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне

Социальные ресурсы муниципального образования - это ресурсы, обеспечивающие его устойчивое функционирование и развитие как целостной социально-экономической системы, характеризующие жизнедеятельность населения данного муниципального образования.

Термин «социальное» применительно к ресурсам муниципального образования означает, что эти ресурсы относятся к населению муниципалитета, характеризуют его жизнедеятельность.

В современных условиях важное значение приобретает эффективное развитие потенциала социальных ресурсов на местном уровне. Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала — самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно.

Задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

С задачами управления социальными ресурсами муниципального образования связаны непосредственно управленческие функции. Управление ресурсами включает в себя несколько содержательных элементов, которые можно представить одновременно в качестве стадий (этапов) управленческого цикла, а также в качестве функций управления.

Управленческий цикл начинается с диагностики социальных ресурсов, выявления и оценки их состояния, определения «узких мест» и формулирования назревших проблем.

Диагностика дает моментальный (горизонтальный) «срез» социальных ресурсов, тогда как прогнозирование относится к оценке возможных вариантов и сценариев их развития.

Прогнозирование имеет очень важное значение для управления образовательными и трудовыми ресурсами, поскольку результат этой деятельности становится востребованным не сейчас, а по истечении определенного времени. Диагностика и прогнозирование социальных ресурсов муниципального образования являются предпосылкой их планирования, которое осуществляется различными способами, в том числе посредством разработки целевых программ.

Следующая управленческая функция - организация, специфика которой заключается:

во-первых, в непосредственной организации и осуществлении управленческих воздействий;

во-вторых, в координации управленческих воздействий, исходящих от разных субъектов и уровней управления;

в-третьих, в формировании соответствующих управленческих структур, через которые осуществляется управленческое воздействие.

Еще одна управленческая функция - регулирование, суть которого заключается в обеспечении условий для нормального функционирования управляемого объекта, в осуществлении действий, направленных на предупреждение и устранение дисфункций, от функциональных отклонений.

Завершающая стадия и функция управленческого цикла - контроль, который включает: установление фактического состояния процесса, оценку данного состояния, применение соответствующих санкций [17, с. 61].

Процесс муниципального управления и принятия управленческих решений предполагает управляющие воздействия субъекта управления (населения и органа местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты управления неизбежно привносят в систему управления элементы неопределенности и субъективности принимаемых решений. Следовательно, особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.

С точки зрения возможностей воздействия субъекта управления на объект yправления необходимо разделить характеристики муниципального образования на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействие.

Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления характеризуются тем, что их изменение приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования.

Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании [18, с. 101].

С целью выявления общих принципов принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления в отношении социальных ресурсов, обусловленные его спецификой, отметим:

-   необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей;

-   коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный федеральным законодательством и уставом муниципального образования;

-   необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;

-   наличие, кроме обычных форм контроля за исполнением принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля — общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль за их исполнением. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем соблюдение [19, с. 69].

В современных условиях муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) в те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.

Можно выделить такие сильные стороны третьего сектора в решении муниципальных проблем, как умение удовлетворять потребности различных слоев населения, сочувствие и преданность, одухотворенный подход к решению проблем, умение завоевывать доверие. С учетом этих сильных сторон организации третьего сектора лучше всего решаются социальные задачи:

 -  требующие добровольного труда, сострадания и личностного внимания к конкретным людям;

 -  не связанные с извлечением прибыли;

 -  основанные на соблюдении принципов морали, взаимного доверия и развитии чувства личной ответственности за благополучие других [20, с. 44].

Субсидиарное участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы, имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти типы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами, поскольку термин «местное сообщество» обычно применяется по отношению ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно говорить о локальных, корпоративных местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.

Существуют различные трактовки термина «местное сообщество». Основное определение, которое нам кажется наиболее удачным, выглядит так: «Местное сообщество — население, проживающее в муниципальном образовании, объединенное общей территорией, едиными условиями жизни и общими интересами в самостоятельном (под свою ответственность) решении вопросов местного значения» [21, с. 155].

В отличие от «местного сообщества» термин «муниципальное образование» используется официально и является больше категорией юридической.

Пока термин «местное сообщество» не получил широкого распространения в России ни в теоретических исследованиях, ни на практике. В правовых и законодательных актах, например в федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», используется термин "муниципальное образование". Однако статус муниципального образования могут иметь не все местные сообщества.

Например, район в составе города, или сельская администрация, или даже отдельная станица в составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием.

Понятие "местное сообщество" несет нечто большее, чем юридическое определение "муниципальное образование".

Стоит согласиться с утверждением, что местное сообщество, является еще и «социальной структурой, образующей неформальные институты, с помощью которых принимаются решения» [22, с. 62]. Поэтому, на наш взгляд, население местного сообщества - это не просто люди, объединенные проживанием на одной территории, но и важнейший субъект управления, который может и должен участвовать в организации.

Местное сообщество стоит рассматривать как разновидность социума и «как исторически сложившуюся форму социальной самоорганизации людей, основанную на сходстве и различиях их производственных, социально-бытовых, культурных и иных интересов и функций».

Понятие «местное сообщество» - исходное в объяснении проблем местного социально-экономического развития. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом, в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население — общность людей, территория — ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рисунок 2).

Основные признаки местного сообщества

Рисунок 2 – Основные признаки местного сообщества

Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, так как степень развитости этого чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы.

В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ (рисунок 3).

Локальные местные сообщества в муниципальном управлении

Рисунок 3 – Локальные местные сообщества в муниципальном управлении

Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:

  - предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне;

  - местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;

  - группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы — профсоюзы — отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;

  - социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т. п.);

  - территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т. п.);

  - национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа;

  - благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку органами местного самоуправления своих акций и начинаний;

  - организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотников и рыболовов, собаководов и т. п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий [23, с. 43].

Таким образом, разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни.

Манипулирование является частью технологии власти, способом скрытого социального управления сознанием и поведением граждан посредством внушения и пропаганды с целью принудить их действовать или бездействовать иногда вопреки собственным интересам. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации и декларировании гуманитарных целей, за которыми стоят частные и корыстные цели или механизм, который позволяет оказывать манипулирующее воздействие на сознание людей [27].

Говоря о принципах управления социальными ресурсами муниципального образования необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы, которые позволяют обеспечить оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

При выборе стратегии и тактики управленческих действий, исходным следует принять принцип приоритетов. Еще один принцип, имеющий особо важное значение при использовании образовательных ресурсов - это принцип гуманизации. Именно он назван в законе «Об образовании» основополагающим в числе принципов государственной политики в области образования.

Технологий оптимального управления социальными ресурсами достаточно много и они относятся к разным этапам управления. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования осуществляется посредством технологий: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации.

В контексте взаимодействия общества и органов власти целесообразно иметь в виду в первую очередь человеческие ресурсы, непосредственно занятые в процессе осуществления муниципального управления, т.е. прежде всего трудовые ресурсы, административно-политическую элиту и кадровый состав муниципальных органов. Кадровый потенциал любой страны - наивысшая ценность ее национального достояния. Развитие человеческих ресурсов - важнейшая приоритетная задача муниципального управления [24, с. 324].

Эффективная реализация реформ возможна только при осознанном и заинтересованно участии тех, кто их осуществляет, иначе они обречены. Недостаточно, если о возможностях перемен задумываются немногие. Недостаточно, если лишь немногие убеждены в пользе и смысле реформ. Понимание необходимости качественных изменений в муниципальном управлении должно овладеть умами многих его работников (муниципальных служащих).

Модернизация должна быть направлена на последовательное делегирование компетенции и ответственности вниз; создание возможностей для творческого подхода; достижение лучших результатов координации и сотрудничества; утверждение ориентации на цели и результаты в сочетании с оценкой достигнутых результатов по достоинству.

Основополагающей предпосылкой подключения муниципальных служащих к осуществлению реформ управления является их мотивация. Люди активно участвуют в проведении реформ тогда, когда они внутренне готовы и соответствующим образом мотивированы к ним [25].

Эффективность управления местным сообществом в организационном плане требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия и способны инициировать принятие политических решений в процессе муниципального управления.

Основным средством социального манипулирования является информационная обработка сознания. По этому поводу А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации не оказывает влияние на развитие общества» [28, с. 32].

Эффективно противодействовать всевозможным манипуляциям может лишь управленец весьма образованный, постоянно обновляющий свои знания и умения, ибо практика манипуляций не стоит на месте, а становится все более изощренной [29, с. 86].

Манипулирование особенно опасно по своим последствиям тогда, когда двум или нескольким манипуляторным, активно действующим силам, наделенным зловещей волей, неординарными способностями к лицедейству, обману, удается хотя бы на какое-то время объединиться. Так, коррупция как способ злоупотребления властью — это сговор между представителями законной власти и организованной преступностью, которые в своих злонамеренных целях умело используют неорганизованность социума, слабость его элиты, изъяны массовой политической культуры, несовершенство законодательства.

Любая разумная человеческая деятельность в одном из ее важнейших измерений выступает совокупностью технологий, то есть последовательно, в принципе безотлагательно, осуществляемых социально, нравственно, политически, экономически и т. д. оправданных процедур и операций, посредством которых объективные законы этой деятельности, социума в целом переводятся на язык конкретных, практических действий.

В какой-то мере технологии присутствуют и в манипуляторной деятельности. Но в отличие от подлинных технологий, это технологии, где ставка делается на достижение частного или ближайшего результата при игнорировании общих, долговременных последствий, принимаемых решений.

Технологии манипуляции действуют особенно эффективно, если они закамуфлированы. Для прикрытия неблаговидных целей, как правило, используются самые высокие, самые красивые слова и стоящие за ними смыслы [31, с. 77].

Сегодня понятие «ресурсы власти» начинает завоевывать исключительно важное место и в отечественной политологии, и в реальной политической культуре на самых разных уровнях российского общества. Сама политика, власть — это “борьба за организацию человеческих возможностей”. Чем шире реализуются человеческие возможности, тем эффективнее политика и власть. И, наоборот, в том числе и в плане противодействия деструктивным манипуляциям.

Остановимся подробнее на некоторых видах ресурсов, которые подвергаются манипулированию со стороны государственных и муниципальных органов власти.

На одно из первых мест можно поставить ресурсы духовно-нравственные. Долгие годы господствовавшая в стране идеология делала чрезмерный акцент на экономический фактор, но так и не добилась больших успехов в его реализации. Грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью относительна, тонка, порой трудноуловима, но она есть. И, думается, всегда сохранится. Манипулирование стремится эту грань стереть, сделать еще более неуловимой.

Объектом всевозможных манипуляций стало и понятие справедливости: какие только действия ни оправдывают, апеллируя к ней. Однако смысл справедливости обладает мощным антиманипуляторным содержанием. Так, великий поэт и оригинальный политический мыслитель Данте еще в средние века отмечал, что “справедливость сама по себе и рассматриваемая в своей природе есть некая прямизна, или прямая линия, не терпящая никакой кривизны”.

Обращаясь к идеям манипуляции Ле Бона, Фрейда, Московичи, Ясперса и Бодрийяра, определявших социальную общность как массу отдельных индивидов соединенных в группу, становится очевидным, что над этой массой должны находится отдельные лидеры, способные не только манипулировать толпой, но и идеологически подготовить такое движение. Причем несомненно, что толпа способна и даже по-своему желает подчиняться. И в зависимости от правильного характера воздействия на нее, можно добиваться того или иного результата. Причем, здесь уже необходимо в полной мере использовать все те принципы манипулирования массами, которые были выведены в последние столетия [32, с. 128].

Таким образом, в современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач социологии управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала. Необходимо отметить, что данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга и выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень.

Социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные ресурсы имеют ряд особенностей. К примеру, они неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.

Социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

Социальные ресурсы нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. Кроме того, социальные ресурсы обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов.

В современных условиях задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

Анализируя особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования возможно на основе соблюдения следующих принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.