Отличие патронатного воспитания от других форм

Существует ряд отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью:

- помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.

- появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью:

- проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание;

- подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;

- проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;

- возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

- разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);

- материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;

- работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширение круга общения.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание:

- при опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.).

- патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

- семьи с небольшим официальным доходом;

- с недостаточной официально оформленной жилплощадью;

- одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

- пожилые или очень молодые люди.

- появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.

- появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривает воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей:

- возможность для каждого ребенка поддержания отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности нет, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью. [8]

Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли воспитателей).