Педагогика и социальная работа

Социальная работа направлена, прежде всего, на побуждение личности (клиента) к самовоспитанию, самоопределению цели и смысла жизни, что достигается благодаря привлечению индивидов, групп к продуктивной социального поведения, непрерывного образования (самообразования).

Учитывая это практическая социальная работа проявляет интерес к теоретическим достижений педагогики - совокупности теоретических и природных знаний о процессах обучения, воспитания и развития личности.

Поскольку эффективность социальной работы во многом зависит от воспитанности людей, педагогика определенной мере выполняет для нее и прогностические функции. Она играет ведущую роль в определении способов, путей и средств развития субъектов социальной работы.

Важными педагогическими аспектами социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, его готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Педагогические знания как часть общей культуры востребованы в сфере социальной работы и социальной помощи семьям, пожилым людям, безработным, людям с функциональными ограничениями, бездомным, представителям других социально уязвимых групп.

Педагогический компонент социальной работы является важным фактором эффективных, педагогически целесообразных решений, направленных на развитие социальных инициатив, творческой активности личности, полноценное использование возможностей общества и его институтов по реализации социальной заботы о правах и благополучии каждого человека.

Непосредственными и прямыми являются взаимосвязи между социальной работой и социальной педагогикой - педагогической наукой, изучающей особенности организации социального воспитания, воспитательные возможности социальной среды и оптимальные условия социализации личности.

Социальная работа как наука активно использует такие основные категории социальной педагогики, как «социальная среда», «социализация», «адаптация», «индивидуализация», «интеграция» и другие. Важное значение она уделяет научным исследованиям социального фона, в котором происходит жизнедеятельность индивида, его потенциальных возможностей, психолого-педагогических условий, способствующих самоактуализации, саморазвития, самосовершенствованию личности или создают определенные барьеры для самореализации.

Иногда эти дисциплины отождествляют, прибегая к более широкому или узкому кругу их толкования («социальная работа - составная часть социальной педагогики», «социальная педагогика является основой социальной работы» и др.). Иногда утверждают, что всех педагогов можно считать социальными работниками, но не всех социальных работников - педагогами, например, патронажных работников, которые ухаживают за пожилыми людьми. На самом деле обе эти дисциплины могут иметь дело с представителями социально уязвимых групп населения, использовать одинаковый психолого-педагогический инструментарий, им обоим присущ прикладной характер. Проблема лишь в том, что в развитых странах нет однозначного толкования социальной работы, а социальная педагогика как профессия распространена в немногих из них и является преимущественно учебной дисциплиной. Несмотря на то, некоторые специалисты выделяют социально-педагогическую модель практики социальной работы, которая сфокусирована на идее помощи путем воспитательного воздействия на процесс социализации индивида, социальной группы, который осуществляется через систему институтов - семью, школу, внешкольные учреждения, имеющие корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимых ценностей, ограничивать или активизировать воздействие внешних и внутренних факторов.

Педагогическая и социальная деятельность всегда связана с поиском, творчеством конкретных людей в конкретных ситуациях. Поэтому важным является овладение принципами и методами социальной педагогики, которая охватывает систему целенаправленного, педагогически организованной поддержания жизненных сил и возможностей личности. его знания окружающего мира и людей необходимы социальным работникам, всем, кто определяет социальную политику государства и обеспечивает ее выполнение.

Социальная работа и история

Во второй половине XX в. все четче прослеживается тенденция сближения истории с педагогикой, психологией, социологией, демографией, антропологией и др.. Вследствие этого процесса сформировалась социальная история - наука, которая изучает становление и развитие социальной структуры обществ, сообществ, социальных институтов, взаимоотношений личности с социальным миром.

Социальная история позволяет увидеть социальную работу в контексте исторического развития, возникновения и смены формаций, эпох, государственного, систем жизнеобеспечения, трансформаций в структуре различных слоев, общественных групп, этносов, наций. Такой подход раскрывает социальную работу в исторической разнообразия и в контексте социальной стратификации (деления общества на страты - вертикально расположенные социальные группы, слои), поскольку группы (слои) населения различаются по уровню благосостояния, ориентаций, вкусами, предпочтениями, месту жительства, по состоянию здоровья 'я подобное.

При любых общественно-исторических условиях социальная работа не может быть оторванным от свойственных определенному этносу социальных традиций. Ценными для нее сведения о развитии и становлении социально-бытовой сферы общества, систему учреждений социального обслуживания, историю поддержки нуждающихся, функционирования институтов, обеспечивающих жизнестойкость общества как системы (учреждения здравоохранения, образования и науки, семья, трудовые ассоциации, средства массовой информации). Это обеспечивает видение социальной работы как самостоятельного социального института, который эволюционирует вместе с обществом и человеком. А осознание того, что каждая эпоха порождает присущий именно ей тип личности, актуализирует для социальных работников значение и содержание социально-исторического контекста в оценке конкретных проблем социальной работы.

На социальную работу, как и другие сферы бытия общества и человека, распространяется принцип историзма. Это побуждает к изучению истории общества и традиций, конкретных достижений социальной работы, использования опыта прошлых поколений, что способствует обогащению современной теории и практики.