Период государственного призрения (конец XVII-XIX вв.)

К концу ХVII в. на Руси исторически сложились и развивались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная).

Весь последующий социально-исторический период (вплоть до 1917 г.) благотворительность и попечительство в Российской империи развивались в рамках именно этих трех основных направлений. Изменялись лишь формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретно-исторических условий и особенностей социально-экономического развития государства.

С XVIII по вторую половину XIX в. государственное призрение приобретает законченную форму и развивается по нескольким направлениям. Оформляется административная система помощи, которая включает в себя наличие определенных территориальных институтов помощи и поддержки, государственных превентивных и защитных акций в отношении различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.

В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами – общественными и частными институтами защиты и призрения. В этот период конфессиональная система помощи претерпевает существенные изменения: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронат и контроль государства.

Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство, детство, инвалидность, семья, престарелые; осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по распространению образования и медицинских услуг. Помимо государственного патронажа над нуждающимися организуются институты государственного контроля. Их назначение – локализовать такие социальные болезни, как профессиональное нищенство, детская безнадзорность, алкоголизм, проституция и другие. Административная система помощи нуждающимся начинает складываться в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений.

Заслуга в развитие мер призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней.

Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для него средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных попыток помощи, а целую систему. По его инициативе были открыты госпитали, смирительные дома, содержание и обучение сирот и солдат в монастырях.

Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее важные из них: заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые не могут работать.

Большую роль продолжала играть частная благотворительность. Так, в 1706 г. митрополит Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных младенцев («зазорных»). Царь поддержал этот дом, определив на его содержание доходы с некоторых монастырских вотчин. Петр ввел детские приюты во всех губернских городах. Указ обещал анонимность и наказание за убийство «зазорных» детей. По достижении 10 лет этих детей передавали в богадельни или приемным родителям, а мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики».

Особой заботой при Петре пользовались военные. В 1712 г. неспособные к военной службе определялись в богадельни. В 1715 г. Петр заложил первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для матросов и солдат. Не были забыты и пленные, которых выкупали за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных в порядке исключения разрешалось собирать подаяние на выкуп.

Петру Алексеевичу принадлежит инициатива призрения еще одной категории российских убогих — душевнобольных.

Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук церкви и построить его на новых началах, возложив заботу на государственные, светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост и сотских. Центральное управление богоугодными заведениями он сохранил сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 г. передал его Святейшему синоду, а в 1724 г. — камерконторе.

При Анне Иоановне впервые в число призреваемых попали погорельцы. Она же благосклонно отнеслась к военнослужащим и их семьям. Вдовы могли доживать свой век в монастырях, дети — учиться. Выросло число лазаретов, полевых аптек. Появилась особая хирургическая школа.

В годы правления дочери Петра I Елизаветы была облегчена участь малолетних преступников, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 г. императрица подписала указ об отмене смертной казни. В Казани был открыт инвалидный дом для офицеров. В 1760 г. в Казанской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской губерниях было решено строить богадельни, так как здесь имелись в изобилии недорогие продукты.